К международному женскому дню Государственный центральный музей современной истории России открывает сразу три выставки – «Лучшее», «Тогда, до войны» и «Женский взгляд». На выставках представлены работы исключительно из фондов графики и живописи музея.
На выставке из собрания фонда графики под названием «Лучшее» экспонируются произведения таких признанных мастеров, как К.С. Петров-Водкин, Б.М. Кустодиев, А.А. Дейнека, К.Ф. Юон, И.С. Глазунов.
Графическое искусство представлено во всем многообразии жанров и техник исполнения, присущих ХХ столетию. Сюжеты работ – также самые разные. Посетители смогут увидеть и лубок А.Е. Куликова под названием «Ох, не страданье, а только мученье: мил на улицу, а я за ученье», 1927 г., и графический репортаж 1942 года А.А. Дейнеки с места боев Западного фронта. Экспонируются как изображения одних из самых трагических моментов российской истории (К. Ф. Юон. «Перед вступлением в Кремль 2 ноября 1917 г.»), так и картины мирной повседневной жизни (А.Ф. Фаворский «Станция метро «Охотный ряд», 1939 г.).
Один из самых примечательных экспонатов выставки - графический шедевр К.С. Петрова-Водкина «Объяснение» (эскиз картины «Весна в деревне», 1929 г.), его создание ознаменовывает возвращение лирического портрета, реализованного уже в контексте нового социального пространства. Внимания заслуживает и портрет девочки Ланг Тхи Хием, созданный И.С. Глазуновым во время поездки в воюющий Вьетнам в качестве корреспондента газеты «Комсомольская Правда».
Главной темой другой выставки, «Тогда, до войны», является строящееся Советское государство. Гости музея смогут увидеть произведения, созданные в 1920-1930-е годы XX века, в период коллективизации и индустриализации. Среди экспонатов – картины «Днепрострой» (К.Ф. Богаевский, 1930 г.), «Кузнецкстрой» (П.И. Котов, 1932 г.), «Строительство ЗАГЭС» (Б.В. Иогансон, 1925 г.). Единственная работа, написанная после Великой Отечественной войны – «Магнитострой» К.А. Вялова, 1948 год. Ее присутствие на выставке объясняется тем, что строительство Магнитогорского металлургического комбината было начато в 1929 году.
Экспонируются также полотна выдающихся армянских художников М. С. Сарьяна и О.К. Татевосяна. Торжеством духовного единения дышит полотно П. В. Вильямса «Танцы народов СССР», на котором в танце кружатся представители многочисленных народов Советского Союза.
Эти картины представляют довоенное поколение советских людей: целеустремленных, волевых, изобретательных, работящих и сильных духом, смотрящих в будущее с надеждой и верой в свою страну. Все полотна, отобранные для экспозиции, воспевают людей труда и очень хорошо передают атмосферу эпохи.
Сегодня восприятие этих произведений невозможно без ностальгического флёра коллективных праздников, труда и творчества.
Третья выставка – «Женский взгляд». Ее особенность в том, что авторами всех представленных живописных и графических работ являются женщины. Экспонируются работы Т. В. Новиковой, З. М. Ковалевской, Т.Ф. Штейнбах-Козловой, М.М. Дедовой-Дзедешинской.
Здесь так же, как и на выставке графики «Лучшее», представлены работы Е. С. Зерновой – на этот раз живописные. Украшением выставки является графика А.П. Остроумовой-Лебедевой, а именно – ее иллюстрации к книге Н.П. Анциферова «Душа Петербурга» «Статуя Горного института «Похищение Прозерпины», «Вид на Биржу» и «Ростральная колонна и Адмиралтейство».
Все три выставки демонстрируют богатство фондов графики и живописи музея.
Выставка открыта с 7 марта по 1 апреля 2014 года в Государственном центральном музее современной истории России.