Выставка приурочена к 100-летию премьеры футуристической оперы «Победа над солнцем», ставшей одним из ключевых событий в истории русского авангарда. На ней представлены фотографии, письма, открытки, афиши, рецензии, эскизы костюмов и декораций к спектаклю, видеозаписи пяти постановок оперы из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Центрального государственного архива кинофотофонодокументов, Института русской литературы (Пушкинского дома), Российской национальной библиотеки и частных коллекций.
Летом 1913 года в поселке Уусикиркко под Петербургом на даче М. В. Матюшина состоялся «Первый Всероссийский съезд футуристов». Участников съезда было трое: М. В. Матюшин, А. Е. Крученых и К. С. Малевич. Ими был написан манифест, заявлявший о создании принципиально нового театра «Будетлянин». За несколько месяцев была создана опера «Победа над солнцем». Текст пролога оперы написал В. Хлебников, либретто – А. Е. Крученых, музыку - М. В.Матюшин, декорации к опере были выполнены К. С. Малевичем.
Премьера оперы «Победа над солнцем» состоялась 3 и 5 декабря 1913 года в театре «Луна-парк» на Офицерской улице (ныне ул. Декабристов) в Петербурге. Постановка поразила современников заумными ариями, странными костюмами, необычной музыкой, извлекаемой из расстроенного рояля. «В день первого спектакля в зрительном зале все время стоял “страшный скандал”» (М. В. Матюшин).
На выставке представлена документация первых постановок оперы. Это фотографии, сделанные М. В. Матюшиным во время съезда в Уусикиркко, переписка авторов в период работы над оперой, афиша спектакля, фотографии участников, отзывы прессы. Также демонстрируется беловой автограф В. Хлебникова с текстом пролога оперы «Чернотворские вестучки» из частного собрания.
Дальнейшая судьба оперы включала постановки, предпринятые в 1920-е годы К. С. Малевичем и Л. М. Лисицким.
6 февраля 1920 года по инициативе К. С. Малевича силами студентов и преподавателей Витебского художественного училища в Витебске в помещении Латышского клуба была поставлена опера «Победа над солнцем». Автором сценографии стала ученица К. С. Малевича - В. М. Ермолаева. Опера демонстрировалась в программе спектакля-митинга, в первом отделении которого шел доклад М. Носкова «О новом театре», во втором — «Победа над солнцем», а в заключении - «Супрематический балет» Н. И. Коган. Об этом событии в экспозиции напоминают эскизы декораций В. М. Ермолаевой и Н. И. Коган.
Версия постановки оперы Л. М. Лисицкого задумывалась как электромеханическое шоу, разыгранное без участия актеров. Их должны были заменить электрические марионетки. Проект не был осуществлен. На выставке можно увидеть эскизы марионеток Л. М. Лисицкого для постановки «Победы над солнцем».
Заключительный раздел выставки посвящен сценической жизни оперы во второй половине XX века. Здесь демонстрируются фрагменты видеозаписей пяти постановок «Победы над солнцем» режиссеров: Г. И. Губановой (1989), А. М. Пономарева (1997), У. Никелл (Университет Санта-Круз, Калифорния, США, 2006), Н. Фиртич (Университет Вассар, Паукипси, штат Нью-Йорк, США, 2007), С. Сираканян (Эрмитажный театр, 2013). Видеозаписи постановок 1989-2007 годов предоставлены для выставки самими режиссерами, видеоматериалы постановки 2013 года переданы музею Международным молодежным оркестром капеллы «Таврическая». Дополняют экспозицию копии эскизов костюмов и декораций к спектаклю К. С. Малевича, опубликованные в 1973 году в технике шелкографии галереей Гмуржинской (Кёльн).
Вход на выставку по единому билету на посещение экспозиций и выставок Музея петербургского авангарда.