20 октября 2013 года в Музее истории города Ярославля в рамках совместного проекта «Путешествие в страну Культуры» музея и Ярославского Рериховского общества была представлена программа «Рерих и Русь».
«Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего», – эти слова принадлежат всемирно известному художнику, философу, путешественнику и общественному деятелю Николаю Константиновичу Рериху. Их можно воспринимать как девиз его многогранного творчества и как завет последующим поколениям. Встреча в музее, посвященная 110-летию путешествия великого художника по Руси, стала подтверждением мудрости и актуальности этого призыва великого человека, стоявшего у истоков дела охраны памятников русской старины.
В 1903–1904 годах Николай Константинович вместе с женой Еленой Ивановной посетил более 40 городов, теснейшим образом связанных с русской историей: Ярославль, Ростов, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Изборск, Псков, Смоленск… «Поездка по Старине» – так назвал это путешествие Н.К.Рерих. Он изучал древнерусскую культуру, знакомился со старинной живописью, предметами народного творчества, слушал легенды, песни. И во всем этом видел красоту народную, “его дива дивные, веками им взлелеянные”. Главным итогом этого путешествия стали 90 этюдов древнерусской архитектуры, которые были восторженно восприняты русским обществом. Писатель Сергей Маковский отмечал: «Можно сказать, что до Рериха никем почти не сознавалось сказочное обаяние нашей архитектуры... На его холстах монастыри, крепостные башни и соборы — окаменелые легенды древности... Рерих сумел написать не только их ''реальную'' внешность. Он написал их поэзию, их древнюю душу...».
Ярославль стал первым городом на маршруте путешествия семьи Рерихов по Руси. Ему великий художник посвятил немало своих полотен и несколько статей. Интересно сравнить нынешний вид храмов на фотографиях с их изображением на картинах Рериха. Некоторые храмы, представленные на полотнах мастера, к настоящему времени не сохранились (например, церковь Святого Власия в Ярославле), и мы можем любоваться ими только на его картинах.
Восхищение художника шедеврами древнерусского искусства сочеталось с чувством тревоги за их судьбу. Две свои статьи «Церковь Ильи Пророка в Ярославле» и «Тихие погромы» Николай Константинович посвятил ярославским храмам. Работа «Тихие погромы» рассказывает о неумелой реставрации храма Иоанна Предтечи в Толчкове, когда были испорчены прекрасные старинные фрески. Николай Константинович писал: «По всей России идет тихий мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно…Печально, когда умирает старина. Но еще страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной…».
Пораженный красотой увиденного во время своего путешествия, Рерих вдохновенно обратился к культурной общественности с призывом «узнать и полюбить Русь». И сам он с неиссякаемой энергией включился в борьбу за охрану памятников старины.
Именно путешествие Н.К.Рериха по Руси послужило импульсом к деятельности художника по охранению памятников старины, которая завершилась принятием в 1935 году Пакта Рериха – первого Международного документа по защите культурных ценностей человечества. Тогда же было предложено Знамя Мира - охранительный флаг, который должен размещаться над культурными учреждениями во всех странах.
В конце 2009 года в Ярославле состоялся масштабный российско-индийский научный форум. Его участники выступили с инициативой: разместить Знамя Мира и Флаг Земли перед Музеем истории города Ярославля «как символы непреходящей российско-индийской дружбы и утверждения объединяющей роли культуры в развитии диалога цивилизаций Востока и Запада». Отрадно, что это намерение исполнилось, и программа «Рерих и Русь» проходила под знаком этих флагов, развевающихся на флагштоках перед музеем.
Ведущая программы, педагог Центра анимационного творчества «Перспектива» И.М. Себелева рассказала посетителям о картинах Н.К.Рериха, посвященных русским святым. Эта тема всегда была близка художнику. Он писал: «…имена святых подвижников звучат благовестом чудным и животворным». И огонь духа подвижников Земли Русской ярко сияет в его творчестве. Среди них – первые русские святые Борис и Глеб, Прокопий Праведный, Пантелеймон Целитель, Николай Чудотворец и, конечно, один из самых почитаемых святых в семье Рерихов – Сергий Радонежский. Об этом великом облике было рассказано особенно подробно в преддверии его 700-летнего юбилея, который будет масштабно отмечаться в следующем году. «Сам вышел», «Язык леса», «Сотрудники», «Сергий-строитель», «Мост славы», «Святой Сергий Радонежский» – эти и другие картины увидели на экране участники программы, убедившись, что в творчестве Николая Константиновича облик и дух Преподобного занимали особое место.
Известный рериховед, заслуженный деятель искусств РФ, академик Людмила Васильевна Шапошникова в своей книге «Мастер» рассматривает путешествие Н.К.Рериха по Руси во взаимосвязи с образом Преподобного Сергия Радонежского: «Города, в которых он [Рерих] побывал в 1903 и 1904 годах, также имели отношение к строительным моментам. <…> Строительные моменты были связаны всегда со строителями. Сергий Радонежский был одним из них. Существовала некая странная, не всегда поддающаяся определению связь между ними. Некая, я бы сказала, похожесть. Та похожесть, которая нередко объединяет учителя и ученика. <…> Временами казалось, что Рерих как бы продолжает идеи Сергия, развивает их, вскрывает их жизненность. <…> Оба они, инок и художник, считали, что культурное строительство является главным в любом строительстве, что оно – основа всему. <…>».
Н.К.Рерих горячо верил, что у России великое прошлое и великое будущее. Художник-мудрец знал, что исторические испытания, переживаемые народом, как ни тягостны, но преходящи и нашей надеждой на светлое будущее является великое прошлое русского народа, его культура, его нравственная сила. В прекрасном и глубоком образе выявил Рерих сущность Руси: «Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет».
В заключение программы зрители посмотрели самый первый фильм о Н.К.Рерихе, созданный в нашей стране в 1958 году. Фильм произвел сильное впечатление на участников программы глубоким содержанием, прекрасной музыкой и благодарным отношением к великому человеку.