Программа «Третьяковская галерея открывает свои запасники»
Ленинградская симфония Георгия Верейского (1886–1962)
Пресс-показ 17 октября в 16.00
Крымский Вал, 10, залы 21–22
Выставка открыта с 18 октября 2013 по 16 февраля 2014
Третьяковская галерея представляет выставку Георгия Семеновича Верейского (1886–1962) – одного из самых значительных мастеров советского графического искусства. В состав камерной выставки войдут более пятидесяти оригинальных рисунков, офортов и литографий.
Георгий Верейский родился на Украине и получил первое художественное образование в Харькове. В Мюнхене, Вене и городах Италии с 1905 по 1907 годы он познакомился с ведущими европейскими тенденциями в изобразительном искусстве. Вернувшись в Россию, Верейский продолжил образование в «Новой художественной мастерской» в Петербурге, где познакомился с М.В.Добужинским, А.П.Остроумовой-Лебедевой, Е.Е.Лансере, Б.М.Кустодиевым, и вскоре начал участвовать в выставках объединения «Мир искусства». С 1918 года он преподавал в Центральном училище технического рисования барона А.Л.Штиглица и в Высшем институте фотографии и фототехники, позже во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе.
На выставке представлены работы с 1920-х годов – времени творческого расцвета художника – до начала 1950-х. Главной темой творчества художника стала жизнь Санкт-Петербурга (Ленинграда). Лучшие его произведения – это парадные и камерные портреты ленинградцев, интерьеры домов, в которых протекала их жизнь, пейзажи города и его окрестностей. Подобно Д.Д.Шостаковичу Верейский создал свою «ленинградскую симфонию».
Экспозиция демонстрирует многообразие возможностей графического искусства, применявшихся художником: контраст нетронутой бумаги и фактуры поверхности рисунка, взаимодействие пятна и линии, острого штриха и растушевывания. Учитывая выразительные особенности каждой техники, в зависимости от сюжета и характера изображения художник выбирал тушь, акварель, итальянский карандаш, сепию. Особую роль в жизни Верейского занимала печатная графика. Еще в 1905 году он начал собирать свою коллекцию рисунков и гравюр, а с 1918 был хранителем, а затем руководителем отдела гравюр Эрмитажа. В наследии художника значительную часть составляют литография и офорт. Он мастерски владел технологией гравирования, работал в цехе с мастерами-печатниками, оставил большое количество автолитографий.
Работы Георгия Верейского неизменно представлены в постоянной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском Валу в качестве классических образцов искусства ХХ века. На выставке зрители познакомятся с большим корпусом его произведений, часть из которых выставляется впервые после реставрации.