5 октября 2013 г. в Поленовской даче Музея-заповедника «Абрамцево» открылась выставка «Сергей Алимов. 40 шелкографий. Иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".
Сергей Александрович Алимов — народный художник Российской Федерации, профессор ВГИКа, главный художник Театра кукол имени С.В. Образцова.
Книга «Мертвые души» выпущена в 2013 году к 75-летию С.А. Алимова в издательстве «Вита нова» (Санкт-Петербург); издание малотиражное, коллекционное, отпечатано в количестве одной тысячи экземпляров, сто из которых выполнены с верхним серебряным обрезом, снабжены футляром и пронумерованы. Помимо текста первого тома «Мертвых душ» в издании помещена промежуточная редакция второго тома, окончательный вариант которого был сожжен автором в 1852 году. Выставка знакомит с иллюстрациями, созданными Сергеем Алимовым специально для этого издания.
Художник обращается к произведениям Гоголя с 1970-х годов XX века. Он любит Гоголя. Кажется, что это наиболее близкий Алимову писатель. Стремясь к характерности, Алимов доходит до гротеска, но никогда не переступает ту грань, которая отделяет подлинное искусство, пусть утрированное, пусть гротескное, от карикатуры. И достигается это осознанием того, что в этом мире нет смешного без грустного, комического — без трагического. Истинные художники всегда понимали или инстинктивно чувствовали эту двойственность бытия. Слово «карикатура» имеет некоторый негативный оттенок, потому что отражает только одну грань действительности. Если же постараться поглубже вникнуть в искусство Алимова, мы увидим, что его гротеску свойственна лиричность, его остроте — мягкость, иронии — доброта.
Алимов обладает особым даром все нарисованное наделять скрытым движением. Именно скрытым, потому что нарисованное физическое движение еще не есть внутреннее движение. Внутреннее движение выражается в жесте, то есть как бы в застывшем физическом движении. Большинство персонажей у Алимова нарисованы в профиль. Это как раз дает возможность изобразить пластику тела, а пластика тела ярче выражает характер человека, чем меняющееся — непостоянное выражение лица. Казалось бы, Гоголь — это, прежде всего, слово, потрясающий гоголевский язык. Но вот что странно. Характер гоголевских персонажей часто лучше передается пластикой — пантомимой, что подтвердили и прекрасный спектакль-пантомима «Похождения Чичикова» в театре киноактера в 70-е годы прошлого века, и обращение к творчеству Гоголя знаменитого французского мима Марселя Марсо. В этом смысле рисунки Алимова можно назвать статичной пантомимой. А что такое у самого Гоголя финальная немая сцена в «Ревизоре», как не застывшая пантомима.
Каждый персонаж «Мертвых душ» у Алимова по-своему монументален. Это и спина-шкаф Собакевича, это и Ноздрев в виде скульптурного Зевса-громовержца с указующим перстом, это и Петр Петрович Петух, как огромный монументальный торт. Ну и, конечно, капитан Копейкин — готовый памятник солдату, хоть сейчас ставь его на площадь Петербурга.
Кроме того, каждый герой имеет свой выразительный профиль-характеристику. Только вот Коробочке не повезло — у нее, как у стертого пятака, профиля просто нет.
В собрании Музея-заповедника «Абрамцево» хранятся литографии Сергея Александровича Алимова середины 1980-х годов к «Мертвым душам». Прошло почти тридцать лет, художник вновь возвращается к этой теме, использует найденные пластические ходы в образной характеристике гоголевских героев, прибегает и к новой технике — шелкографии. Шелкография — техника репродукции — размножения, перевода рисунка через шёлковую сетку, натянутую на раму. В отличие от других механических приемов воспроизведения в шелкографии художник, подобно литографу или граверу, может создавать оригинальные композиции. Для этого по натянутому шёлку художник резервирует кистью и специальным непроницаемым составом отдельные части будущего рисунка, а затем масляная либо водяная краска продавливается через непокрытые составом участки шёлка с помощью эластичной пластины — ракеля (франц. racle — "скребок") на любую основу — бумагу, ткань, картон, фарфор, металл, стекло. Техника шелкографии позволяет получать тончайшие (благодаря структуре ткани), многокрасочные и рельефные (за счет густоты краски) изображения.
По признанию Алимова, именно в технике шелкографии он нашел то «фактурное пространство», которое отвечает экспрессивной и свободной стилистике гоголевской прозы.
Таким образом, наша выставка — о «гоголевских типах» Сергея Алимова, о мастерстве книжной иллюстрации и об Абрамцеве, которое слышало авторское чтение великой и загадочной русской ПОЭМЫ.
Выставка продлится до января 2014 г.