31 октября 2013 года в 17.00 в музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки открывается персональная выставка талантливого живописца, одного из лучших современных художников России - Бориса Ведерникова. В экспозицию вошли работы мастера, выполненные в технике масляной живописи, которые воспевают красоту русских деревень, природу родного края, трогательный быт ушедшей эпохи.
На выставке зритель познакомится с ранними картинами художника из цикла дипломных работ «Ушедшее», и более поздними, современными работами («Русский дом»), объединенными злободневной темой утраты эпохи, национального духа, самобытности.
Начальные уроки художественного мастерства Борис Ведерников получил от отца – Александра Филипповича Ведерникова, известного солиста Большого театра и самобытного художника-живописца. В 12 лет Борис поступил в Московскую среднюю художественную школу при МГХИ им. В.И. Сурикова, где его профессиональные навыки и умения во многом сформировал педагог Сергей Николаевич Андрияка. В основе его методики – строгое следование академической школе. Многие подходы С.Н. Андрияки к профессии стали близки Ведерникову: ежедневный и неустанный труд по совершенствованию ремесла художника, любовь к детали, постоянный поиск красоты в обыденном мире.
В 1985 году Борис Ведерников продолжил обучение в МГХИ им. В.И. Сурикова в мастерской станковой живописи профессора В.Н. Забелина. Забелин был знатоком живописной классики и поощрял своих студентов тщательно изучать технику старых мастеров. В 1993 году Ведерников стал стипендиатом Российского Союза художников, а уже через год его приняли в Московский Союз художников. Позже он поступил в аспирантуру Российской Академии художеств в творческую мастерскую академиков Алексея и Сергея Ткачевых, где получил блестящее образование и отличную профессиональную подготовку.
На протяжении всего обучения учителя отмечали прирожденное качество Ведерникова-художника - находить гармонию между «постановочностью» и естественностью.
Еще в студенческие годы юношу глубоко тронул процесс угасания малых деревень, поэтому цикл дипломных работ «Ушедшее» он посвятил памяти ушедших лет, детским и юношеским воспоминаниям. Совсем молодому художнику уже удалось найти свой почерк, стиль в натюрмортах, его работы приобрели творческий характер.
Натюрморты Ведерникова отличает удачно выстроенная композиция. Воссоздание определенной эпохи с помощью предметов превращают его натюрморты в эстетическое послание, которое реализуется благодаря любви к предметам и их сокровенному подтексту. Присмотритесь к картинам: «Старые предметы», «Ушедшее», «И была жизнь…», «Старые лампы», «Самоварный ряд» - в них содержится авторское метафоричное послание.
Последние годы Ведерников все чаще обращается к пейзажной живописи. Здесь он во всем остается продолжателем традиций русской живописной школы. Ведерникову по-своему удается передать чувство необъятного простора русской земли («Пейзаж с охотниками», «Раннее утро», «Мартовский вечер. Томск»). Особое отношение к зиме мы видим во многих работах мастера («В лесной глуши», «Морозный день», «Январская ночь», «Февраль»), ведь «Россия – это зима девять месяцев в году». В большой работе «Вятская зима», посвященной малой родине, суровое время года видится сказочным с щедрым снежным обилием и пушистыми елками.
В работе над портретом Ведерников зарекомендовал себя незаурядным живописцем-психологом («Портрет Архиепископа Костромского и Галического Александра», «Портрет А.Ф. Ведерникова»). Работы любимых русских портретистов – В. Тропинина, О. Кипренского, И. Крамского стали его образцами. Глубокое проникновение в душу модели, используя при этом минимальные художественные средства – задача чрезвычайно сложная – оказалась по плечу Борису Ведерникову.
Борис Ведерников – один из ярких представителей наших современников-художников, продолжающих традиции русской реалистической школы. Для него неприемлема трактовка реализма «как в жизни». Что бы ни изображал живописец: полевые цветы, старинные предметы, романтические пейзажи или психологические портреты, - он создает повествование с прологом и эпилогом.