Выставка известного петербургского художника Михаила Карасика представляет три новые графические сюиты мастера – три новых альбома: «Цвет — оптика», «Оммаж Хидекелю» и «Оммаж конструктивизму». В них автор обращается к экспериментальной и научной деятельности ленинградских художников 1920-х - начала 1930-х годов, заложивших фундаментальные пластические принципы авангарда - конструкцию, материал, цвет. Они и стали содержанием работ Карасика.
В качестве визуального камертона к оммажам Карасика в экспозицию включены оригинальные работы Михаила Матюшина из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга.
Альбом «Цвет – оптика» состоит из 10 автолитографий, которые стали практическим примером оптических опытов с цветом. Смысловым и композиционным центром каждого листа стал фрагмент незапечатанной бумаги, в который вклеены оригинальные гуашевые выкраски, созданные Валидой Делакроа (1899–1972). Первая в СССР женщина-радистка, ходившая на судах дальнего плавания, Делакроа в 1922 году поступила в петроградский ВХУТЕИН, в мастерскую Михаила Матюшина. Впоследствии вместе с другими учениками Матюшина Делакроа работала в ГИНХУКе, входила в бригаду, подготовившую «Справочник по цвету: Закономерность изменяемости цветовых сочетаний», который был напечатан в Ленинграде в 1932 году тиражом 400 экземпляров. Такой мизерный тираж объяснялся тем, что четыре тетради-таблицы «Справочника» состояли не из репродукций цветовых композиций, а из тиражированных трафаретным способом гуашей, т.е. по сути авторских работ, хотя и неподписанных.
«Оммаж Хидекелю» — литографские этюды, поводом к созданию которых послужили произведения одного из последовательных учеников Казимира Малевича - художника и архитектора Лазаря Хидекеля (1904–1986). Карасик в материале печатной графики попытался «прочитать» архитектурные проекты и рисунки Хидекеля.
Кроме цитат супрематической и архитектурной пластики в альбом вошла серия листов на тему старых инструментов, когда-то принадлежавших отцу художника. Их простая геометрия, форма, материал, от работы руками отполированная поверхность окончательно утвердили эти инструменты предметами материальной культуры.
«Оммаж конструктивизму» — цветовая сюита одной композиции. Листы, составленные вместе, напоминают кадры киноленты, в которых мотоциклист как с трамплина взлетает с огромного козырька здания. Фотомонтаж состоит из двух фотографий — гонщик и Выборгская фабрика-кухня в Ленинграде.
«На гоночной скорости» (фото: Атлантик) была широко известна в СССР с конца 1920-х годов. Снимок из книги Ласло Мохой-Надя Malerei Fotographie Film (Bauhaus Bücher, 1925) впервые появился в 1928 году на обложке восьмого номера журнала «Советское фото».
Выборгская фабрика-кухня, один из самых эффектных объектов ленинградского конструктивизма, была построена в 1929–1930-х годах по проекту группы АРУ (архитекторы-урбанисты А. К. Барутчев, И.А. Гильтер, И.А. Меерзон и Я.О. Рубанчик).
В композиции Карасика соединились две линии конструктивизма — фотография и архитектура, скорость и конструкция.
О Михаиле Карасике
Родился в 1953 году в Ленинграде. Окончил художественно-графический факультет Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. Член Союза художников с 1988 года..
Основная область деятельности — печатная графика, книга художника. Участвует в выставках с 1978 года, с 1995 — постоянный участник международных арт-салонов, ярмарок и выставок книги художника в Англии, Германии, Франции и США.
Произведения хранятся: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Российская государственная библиотека (Москва); Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Российская Национальная библиотека (Санкт-Петербург); Метрополитен музей, Музей современного искусства МоМА (Нью-Йорк); Арт Институт (Чикаго); Библиотека Конгресса (Вашингтон); Музей Виктории и Альберта, Британская библиотека (Лондон); Центр Помпиду, Национальная библиотека (Париж), Музей Гутенберга (Майнц); в других государственных и частных собраниях).
Основные персональные выставки: Музей Гутенберга, Майнц (1993), Кабинет эстампов. Музей изобразительных искусств, Женева (1994), Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург (1995), Государственный музей изобразительных искусств им А.С. Пушкина, Москва (2001), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (2003), Арт Институт, Чикаго (1998, 2010), Художественный музей, Неймеген (2010), Библиотека Виттокиана, Брюссель (2011), Музей петербургского авангарда (Дом Матюшина), Санкт-Петербург (2011), Новый музей, Санкт-Петербург (2012), Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва (2013).
Вход на выставку по единому билету на посещение экспозиций и выставок Музея петербургского авангарда