11 октября 2013 года в Выставочном центре "Эрмитаж-Казань" открывается выставка "Французские импрессионисты и их эпоха". Экспозиция, насчитывающая более ста пятидесяти произведений из собрания Государственного Эрмитажа, является первой выставкой импрессионистов столь высокого уровня в России. Наряду со всемирно известными шедеврами живописи представлена французская печатная графика последней трети XIX века, а также предметы декоративно-прикладного искусства эпохи модерна, демонстрирующие удивительное многообразие художественных явлений второй половины XIX века во Франции.
Главный раздел обширной экспозиции – живопись – представлен работами различных художников, от Гюстава Буланже до Анри Матисса. Исходные точки художественно-исторического контекста эпохи импрессионизма преднамеренно заданы картинами, от этого направления еще очень далекими, но не случайными для выявления климата эпохи. Полотна Г. Буланже, Г. Бриона, Ж.Л. Жерома живо напоминают, какое искусство господствовало в Париже середины XIX столетия, в годы юности импрессионистов. К примеру, полотно Гюстава Буланже "Театральная репетиция в доме Трагического поэта в Помпеях" (1855) исполнено по лекалам высокого классицизма.
Если художники Салона в названный период увлекаются идиллической трактовкой народных сюжетов или драматическими интригами высшего света, то импрессионисты распознали и открыли для зрителей красоту французского ландшафта. Импрессионисты обратились к пейзажу вследствие нескольких причин. Кризис религиозного самосознания, углубляющийся интерес к познанию окружающего мира, но также и развитие техники, в частности, общественного транспорта, позволявшего за сравнительно короткое время добраться из города до настоящей природы – всё это повлекло за собой появление не утилитарного, а эстетически преднамеренного взгляда на природу.
Впервые представители Барбизонской школы, в которую входили парижские живописцы, переселявшиеся начиная с 1830-х годов в деревню Барбизон, открыли для зрителей прелесть лесов и полей Иль-де-Франса. Эта школа представлена на выставке целой группой полотен, которые воспроизводят простую красоту пейзажа центральной Франции: пашню до горизонта у Жана-Франсуа Милле ("Пейзаж с двумя крестьянками") и Теодора Руссо ("Пейзаж с пахарем"), бурое пастбище у Жюля Дюпре ("Пейзаж с коровами"), стоялые воды у Шарля Добиньи ("Пруд").
Особое место среди предшественников импрессионистов занимает Камиль Коро. Многие из мотивов его позднего творчества родственны тому, что находишь у барбизонцев, но трактовка совершенно иная. Его "Крестьянка, пасущая корову на опушке леса" (1865-70) изумляет деликатностью тональных переходов и является скорее пейзажем настроения, чем реалистичной трактовкой деревенской жизни.
Кульминацией эрмитажной выставки оправданно являются картины К. Моне, О. Ренуара, П. Сезанна, К. Писсарро, А. Сислея, П. Синьяка. Вершину определяют здесь шедевры Моне и Ренуара: два вида сельских полей у первого, две "лестничных" композиции у второго. "Стог сена в Живерни" (1886) и "Поле маков" (1890-91) Клода Моне, вне всякого сомнения, относятся к лучшим образцам импрессионизма. Художник несколько раз возвращался к мотиву полыхающих алым цветом маковых массивов. В том, как Моне переносит на холст яркие тона, избегая декоративности и сохраняя полное ощущение живой натуры, ясно выражается торжество нового метода
Наряду с полотнами Моне три картины, исполненные на этапе начального расцвета импрессионизма (1876-77), заслуживают самого пристального внимания потому, что они обладают на редкость индивидуальным характером. Авторы этих работ – Поль Сезанн и Огюст Ренуар. Упрямство Сезанна, твердость его натуры различимы даже в "Букете цветов в вазе" (ок. 1877). Это единственная работа мастера в русских собраниях, участвовавшая "по факту" в выставках импрессионистов.
Впервые за пределами Государственного Эрмитажа экспонируется уникальный "лестничный" диптих Ренуара (1876). Парные картины "Мужчина на лестнице" и "Женщина на лестнице" принадлежат к самым необычным созданиям Огюста Ренуара. Чета Шарпантье предложила ему написать декоративные панно для своего особняка. Дом был знаменит салоном, где царила мадам Маргерит Шарпантье и где собирался "весь Париж", лучшие писатели, композиторы, актеры, а также наиболее видные политики. Обе части диптиха должны были "держать" пространство при входе во внутренние покои дома. Фигурам мужчины и женщины была задана натуральная величина. Они, словно бы, призваны были представить хозяев, людей нового типа, принадлежащих к интеллектуальной элите. Быстрым, спонтанным мазком, прибегая к широчайшей палитре Ренуар создал обобщенные образы современных парижан. Обе части панно прошли длительную реставрацию в Эрмитаже в 2008-2009 годах.
На рубеже веков выделился Шарль Герен, уже в 21 год добившийся признания в Салоне 1896 года. Он обожал Ренуара, чьи мотивы перенял и переосмыслил в декоративном ключе, что хорошо показывает "Прогулка в парке" (1902).
Анри Матисс тоже достиг успеха в 1896 году, еще работая в реалистическом ключе. Но под влиянием живописи Моне и Писсарро Матисс перешел от мрака интерьерных композиций к свету, характерному для импрессионистов. Для начала то был свет из окна в такой картине, как "Синий горшок и лимон" (1897). В этом натюрморте радость жизни, наиболее естественно воплотившаяся в импрессионизме, выражена струением света, мерцанием, бликами. Однако спустя всего несколько лет художник выйдет за границы импрессионизма, выступив родоначальником совсем нового направления – фовизма (fauve – по-французски хищник), первого авангардного течения XX века.
Живопись импрессионистов дополняется на выставке ярчайшими произведениями французской печатной графики последней трети XIX века, когда она переживала исключительно высокий подъем. Этот род искусства представлен шедеврами и великими именами – А. Тулуз-Лотрек, Ф. Валлоттон, А. Муха. Поскольку Эрмитаж обладает великолепным подбором памятников декоративно-прикладного искусства, в состав экспозиции вошли всемирно известные образцы стекла работы Галле и Лалика, фарфор, шпалеры, являющиеся важной образной частью эпохи импрессионизма, с которой связано рождение стиля модерн.
Автор концепции выставки – Альберт Григорьевич Костеневич , главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, доктор искусствоведения.
Куратор выставки – Наталья Борисовна Демина, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (Издательство "Славия", 2013), который предваряет вступительное слово М.Б. Пиотровского, генерального директора Государственного Эрмитажа. Авторы статей – А.Г. Костеневич, Н.Б. Демина, Я.Э. Виленский.