С 11 по 29 сентября в Центре фотографии имени братьев Люмьер пройдет персональная выставка Вадима Гущина «Вещь. Функция. Облик». Этот давно ожидаемый ретроспективный проект будет представлен в главных залах Центра и объединит более восьмидесяти работ автора, созданных им за последние двенадцать лет.
Неизменно в центре внимания Гущина – предмет и его связь с современностью, историей и культурой. Оставаясь в жанре натюрморта, фотограф разработал свой уникальный авторский стиль - четкий, лаконичный и крайне выразительный. Педантично исследую возможности визуального, Гущин создал настоящую «сагу о предмете» - философский реестр окружающего нас вещного мира, «поэтический каталог» вещей, по сути же - размышление о времени и о человеке.
Выставка «Вещь. Функция. Облик» включает серии, работа над которыми началась еще в начале 2000-х. Каждая из них посвящена одному из предметов современного обихода, простому по форме и функции. Это может быть лист бумаги или книга, картонная коробка или запечатанный конверт, нож, пластиковый стакан, пиджак или консервная банка.
Один из главных приемов художника – отчуждение, вынесение предмета за рамки бытового контекста. Таким образом, Гущин поднимает вещь над собой, превращая ее в символ. Вещь перерастает свою бытовую функцию и приобретает другую, которая неизбежно откладывается на ее облике.
В экспозиции будут представлены как черно-белые работы раннего периода, так и цветные, созданные недавно. В черно-белых фотографиях внимание предельно заостряется на форме предмета. Так, полка, на которой предмет расположен, играет роль пьедестала, а сама вещь приобретает монументальность и лапидарность скульптуры (серии «Библиотека» (2000); «Пластиковая посуда» (2003);«Манускрипты» (2008) и др.). Цветные работы сделаны в ином ключе: точка съемки изменена на верхнюю и натюрморты выглядят как предметные ландшафты. Цвет здесь приобретает особое значение, работая на уровне психологии и культурных ассоциаций. Например, в серии «Цветные конверты» (2010) цвета изображенных конвертов - красный, фиолетовый, коричневый – ясно апеллируют к разным психологическим состояниям человека.
Фотографический язык Вадима Гущина близок к минимализму и традициям русского авангарда, супрематизма. В своей эстетике Гущин «идет по пути Казимира Малевича. По пути чистых форм» - пишет в предисловии к недавно вышедшему в Голландии альбому Гущина «Everyday Objects / Cultural Treasures» искусствовед М. Сидлин. Однако, в отличие от живописи, фотография имеет дело с конкретными образами. Как раз эта тонкая грань, баланс между абстрактным, двухмерным, символичным, с одной стороны, и конкретным, индивидуальным, стремящемуся к идеалу, но несущему на себе признаки времени и человеческой деятельности, с другой, и составляет интригу и особую притягательность работ Вадима Гущина