Государственная Третьяковская галерея
Илларион Голицын
Быть самим собой
К 85-летию со дня рождения
Пресс-показ – 3 сентября в 14.00
Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12, 2-й этаж
Выставка открыта с 4 сентября по 17 ноября 2013
Третьяковская галерея представляет выставку художника Иллариона Владимировича Голицына (1928–2007), который вошел в историю искусства как выдающийся график. Выставка, охватывающая несколько десятилетий творчества Иллариона Голицына, разносторонне представит творчество мастера.
Своим первым учителем Илларион Голицын считал отца – Владимира Михайловича Голицына, автора иллюстраций журналов «Всемирный следопыт», «Вокруг света», «Борьба миров» и детских книжек. Большое влияние на юного художника оказал друг отца – Павел Дмитриевич Корин. В 1946–1953 Голицын был студентом факультета художественной обработки дерева Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского). В это время состоялись его встречи с Владимиром Андреевичем Фаворским и Иваном Семеновичем Ефимовым, во многом определившие вектор его творческих поисков. После нескольких лет работы в Архитектурно-художественном бюро при союзном Министерстве судостроения, в 1957 Илларион Голицын поступил в эстампную мастерскую МОСХа имени И.И.Нивинского, художественным руководителем которой был Евгений Сергеевич Тейс. Эти этапы стали базой, на которой развивалась самостоятельная художественная система мастера.
Обращение И.Голицына к различным техникам не разделило его творчество на разные периоды и не привело к тому, что он стал в те или иные годы, только «графиком» или «живописцем». У него всегда сохранялось связь разных техник, а также равноправие при их смене и чередовании. Выставка демонстрирует эволюцию поисков автора. С середины 1950-х его привлекала линогравюра. Широкую известность приобрел лист «Утро у Фаворского» (1963, ГТГ), в котором найденный Голицыным принцип «белой гравюры» снимает традиционную для линогравюры контрастность и обилие черного цвета. В конце 1960-х он обращался к ксилографии, выбрав в качестве основы мягкую древесину липы продольного распила. В 1970-е Илларион Голицын много занимался свободным карандашным рисунком, скульптурой из дерева и известняка. Позже он отдавал предпочтение акварели и живописи, периодически возвращаясь к гравюре.
Творчеству Голицына присуще неизменное лирическое мироощущение, которое доминировало уже в ранних линогравюрах 1960-х годов и выразилось тогда в умеренности черт «сурового стиля», а позже это качество окрасило «ностальгически-родовую» тематику акварельных и живописных работ. Творческое наследие Иллариона Голицына напрямую связано с историей его семьи. Оно наполнено историческими ассоциациями, передающими живую связь времен. Полотно «Моя семья» (1978, ГТГ) обусловлено интересом и почтением Голицына многовековой истории собственного рода и преемственностью в художественном кругу «Красного дома» – знаменитого дома в Новогиреево, где с 1930-х работали и жили со своими семьями В.А.Фаворский, И.С.Ефимов и Л.А.Кардашов, а сегодня живут их наследники.
В экспозицию вошли около 100 работ мастера в различных техниках – рисунки углем и графическим карандашом, ксилографии, линогравюры, акварели, живопись, скульптура из фондов Третьяковской галереи и собрания семьи художника. Представленные произведения отражают главные темы творчества автора: внутренний мир человека, его окружение, связь времен и поколений