Выставка-инсталляция «Колонна позора» итальянского художника Ариэля Соуле и американского скульптора Саймона Топаровски отсылает нас к событиям, происходившим в Милане семнадцатого века. В основе авторской концепции лежит эссе известного итальянского писателя Алессандро Мандзони (1784-1873) “Storia della Colonna Infame” (История Колонны Позора), написанное им как продолжение к предшествующему роману “I Promessi Sposi” (Обрученные), впервые опубликованному в 1827 г.
Во время разразившейся в городе эпидемии чумы, невинные люди были обвинены в распространении заразы и отправлены на казнь. Авторы используют чуму как аллегорию варварства и предубеждения, приводящих к неоправданной жестокости. Название эссе относится к колонне, воздвигнутой на месте снесенного дома Джианджиакомо Моры после его казни в 1630 году как символу позора его имени и в назидание жителям города.
Тем не менее, авторская трактовка темы - не буквальная иллюстрация событий, а скорее, художественная интерпретация состояния психики человека, подвергавшейся на протяжении всей истории испытаниям, бросавшим вызов силе человеческого духа.
Инсталляции, из которых состоит выставка, сочетают в себе два художественных языка: живопись и скульптуру. «Колонна позора» - конгломерат скульптур, металлических конструкций, найденных объектов и деревянных панелей с написанными маслом картинами в духе абстракционизма, рентгеновские снимки, призывающие заглянуть в саму суть жизни и полчища отлитых в бронзе и воске крыс, символизирующих грозный образ Чумы. Инсталляция включает в себя четыре отдельных секции, общий вес которых около тонны. Выставка «Колонна позора» – передвижная. Инсталляция уже демонстрировалась в Санкт-Петербурге, Пскове, Самаре и других городах, но, учитывая различие залов и обстоятельств экспонирования, общий эффект от увиденного всякий раз бывает другим.