10 июля в 18:00 в залах бывшей галереи «Коллекционер» (г. Самара) открывается выставка "Сны осьминога. Современная графика коренных народов Америки"
НА ОТКРЫТИЕ ВХОД СВОБОДНЫЙ!
В США существует свыше четырехсот государственно-признанных племен, каждое из которых имеет свой язык, традиции и мировоззрение, определяющие видение, цели и достижения художника.
В экспозицию вошло около шестидесяти графических листов, созданных современными индейцами, и предоставленных Консульством США в Екатеринбурге. Эти произведения разнообразны по темам. Авторами рассматриваются такие ключевые вопросы, как важность сохранения связи со своей «родиной» или сообществом. Также в произведениях прослеживается преданное отношение художников к памяти, истории и традициям своего народа, которые опре¬деляют идентичность коренных художников Америки в современном мире.
Например, такие художники как Джуан Быстрый глаз Смит (конфедеративная нация Сэйлиш Кутни) объединяют традиционное индейское восприятие мира с популярными образами и приемами, присущими современной евро-американской культуре. Другой широкий круг художников обращается к исторической памяти племени. Он включает, в частности, таких ху¬дожников как Мелани Яззи (народ Навахо/ Дине), Ранд Кук (племя Кваквакаваку) и Америка Мередит (Чероки). Для этих мастеров основной темой является се¬мья и общественная жизнь. Работы Едгара Много птиц (Шайен / Арапахо) «Мертвые индейские истории» (2011-2012) и «Американские лиги» (1995-1996) по¬строены на контрастных сопоставлениях, призванных довести до зрителей мысль о негативном влиянии на индейские сообщества сознания, порожденного про¬блемой переселения.
Экспозиция выставки организована тематически, по блокам. Основой для разделения стала художественная техника и контекст, в котором работают авторы. Интересно, что современные художники-индейцы активно цитируют и сознательно (или несознательно) повторяют большую часть основных мотивов и художественных приемов «официального» американского искусства второй половины ХХ века, известного во всем мире. В индейской графике присутствуют мотивы и из абстрактного экспрессионизма (Аршил Горки, Джексон Поллок), и разных ответвлений поп-арта (Рой Лихтенштейн, Роберт Раушенберг), и неоэкспрессионизма (Жан-Мишель Баския). Последний, вкупе с так называемым «психоделическим» искусством, особенно характерен для авторов-индейцев.
Даже благодаря беглому знакомству с творчеством художников, представленных на выставке, можно ощутить богатство художественных под¬ходов, которые существуют в современном искусстве коренных народов Америки.