НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

С глазу на глаз. Истории стереофотографии

c 27 июня по 1 сентября 2013Москва
Томашкевич И. Р. На столбах близ Красноярска. Красноярский край. 1890-е.
Захар Виноградов. Серия «Жизнь и природа России. Волга и Приволжье». Деревья, залитые весенним разливом Волги. 1913.
Захар Виноградов. Серия «Жизнь и природа России. Волга и Приволжье». Пугало на бакше. Саратовская губерния. 1913.
Неизвестный автор. Издательство «Ундервуд и Ундервуд». ''Золотой осений день тихо исчезает в тиши и солнечных лучах''. Япония. 1896.
Неизвестный автор. Живая картина. Девочки у ширмы. Конец XIX - начало XX века
Неизвестный автор. Издательство «Ундервуд и Ундервуд». Серия «Начальный курс географии». Вид кратера Асо Сана через cернистые пары. Япония. 1900-е.
Сегодня трехмерное изображение прочно вошло в жизнь современного человека: мы ходим в 3D кинотеатры, покупаем журналы с трехмерными картинками внутри, используем отдельные приемы в полиграфическом и web-дизайне, полагая стереоизображение чуть ли не новейшим технологическим достижением, однако его история насчитывает без малого два века, и эффект от появления объемной картинки завораживал просвещенное человечество, начиная с 30-х гг. XIX века.

Выставка «С глазу на глаз», подготовленная Мультимедиа Арт Музеем, Москва при участии Политехнического музея, рассказывает разные истории стереофотографии, предлагая современному зрителю самостоятельно восстановить последовательность событий и убедиться в том, что стереоизображения еще в XIX веке стали одним из самых массовых видов досуга и развлечения, при этом совершенно не претендуя на статус произведения искусства.

Одна из особенностей стереофотографии состоит в том, что автор изображений чаще всего остается неизвестен. Ключевая роль принадлежит не фотографу, а компании, выпускающей стереографические карточки: «Ундервуд и Ундервуд» в США, Великобритании, Японии, Канаде; акционерное общество «Гранберг» в Швеции; стереографическое издательство «Свет» в России и т.д. Изготовление и выпуск большим тиражом стереоскопических видов, специальных наборов, которые продавались отдельно или же в комплекте со стереоскопом было хорошим бизнесом.

Несмотря на развитие технологий, главный принцип создания объемного кадра остался прежним: необходимо сделать два снимка одного сюжета (каждый из которых соответствует взгляду правого и левого глаза), которые при просмотре сольются в одно объемное изображение. Сильнее изменился способ просмотра стереофотографии: экран и специальные очки сделали возможным коллективный просмотр, в то время как глядя в стереоскоп зритель XIX века оставался один на один с изображением.

Будучи коммерчески успешным делом, ранняя стереофотография служила на первый взгляд двум диаметрально противоположным целям. С одной стороны она оказалась включена в сферу научного знания: медицина, география, астрономия и другие науки получили возможность использовать новый тип изображения в качестве наглядного пособия. Стереофотография словно усиливала реальность, и все предметы оказались доступны для «ощупывания» глазом, таким образом научная абстракция (например, соответствие лунных фаз и приливов/отливов), умозрительные заключения приобретали более чем конкретные формы, которые можно было наблюдать в стереоскопе. С другой стороны, особенно популярны стали стереокарточки, снятые в разных уголках планеты (Япония, Китай, Канада и т.д.), которые в середине и конце XIX века для большинства европейцев оставались абстракцией не меньше, чем фазы луны и биологические процессы. Наборы стереофотографий из экзотических стран подменяли реальное утомительное путешествие, а зритель мог получить исчерпывающее впечатление не только о природе и ландшафтах, но и о людях, населявших, например, остров Хоккайдо. Стереофотография как будто восполняла недостаток мобильности человека XIX века, который замер в ожидании революционных изменений, достигаемости и доступности мира. Из этого следует еще одно важное обстоятельство: в эпоху победившего позитивизма человек окончательно убедился в принципиальной познаваемости мира, возможности его каталогизации, более того в насущной необходимости научного описания. В этом смысле характерна серия стереофотографий российского фотографа Захара Виноградова, который совершал многочисленные экспедиции по Российской империи, из которых привозил подробнейшие фотоотчеты, в большинстве своем снятые на стереофотоаппарат.

Вместе с тем, стереоскоп стал неотъемлемым предметом интерьера городских гостиных и выполнял функцию чистого развлечения. Стереофотография стала благородным видом домашнего досуга, когда члены семьи и друзья собирались, чтобы просмотреть очередной сет из далекой Японии или поучаствовать в создании так называемых «живых картин», театрализованных сценок на популярный литературный или исторический сюжет, которые снимались на домашний стереофотоаппарат и затем рассматривались к удовольствию всех участников. Однако не всегда стереофотография оказывалась средством исключительно благородного досуга: в середине XIX века особенное распространение получили эротические и даже порнографические карточки, рассматривание которых в силу той же «натуралистичности» изображения оказывалось в числе чувственных удовольствий совсем другого порядка.

К концу XIX — началу XX века стереофотография, достигнув наивысшей популярности, постепенно начинает уступать место новым типам изображения. Фотография постепенно начинает отвоевывать всю большую автономность, становясь отдельным видом искусства, стереофотография же так и не преодолела собственных границ наглядного пособия/развлечения. Но человечество по-прежнему увлечено иллюзией другой реальности, легкостью перехода из комнаты со стереоскопом или кинотеатра со стереоочками в райскую действительность, которая иногда может быть опасной, пугающей, но по-прежнему привлекательной для того, кто сидит сегодня в кинотеатре или смотрел в стереоскоп в парижской гостиной в XIX веке

www.museum.ru/N50188
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00 (спр.), 637-11-55
сайт:mamm-mdf.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 14.05.2025  x    ?  


«Ночь музеев» в Пушкинском музее

Весенний праздник фонтанов "Самсон. Возрождение" в Нижнем парке Петергофа

«Ночь музеев» в Санкт-Петербурге

ВДНХ приглашает на общегородскую акцию «Ночь в музее»

Импрессионизм до полуночи. «Ночь музеев» в Музее русского импрессионизма

"Ночь музеев-2025" в усадьбе Волконских, г. Иркутск

Александр Найман. Большой мир маленького человека

Выставка «Жизнь замечательных собак» в Русском музее

«Ночь музеев» в Государственном музее Л.Н. Толстого

Выставка "Стечение обстоятельств"

Акция «Ночь в Дарвиновском музее»

Выставка «Близкое вечное» в музейно-выставочном центре «Петербургский художник»

"Ночь музеев" в Музее музыки

Оксана Афанасьева. Ослепительно-белый и угольно-черный

Выставка "Через три войны" в Музее-заповеднике "Сталинградская битва"

Антон Братыкин. Грань равновесия

«Ночь музеев» на Усадьбе М.А. Шолохова

"Ночь музеев" в Музее-заповеднике "Сталинградская битва"

XIII Фестиваль тюльпанов на Елагином острове, С.-Петербург

«Ночь музеев» в Музее Анны Ахматовой

"Ночь музеев - 2025!" в Томском художественном музее

Выставка «Переживание войны» в Голубом зале Музея Академии художеств

"Ночь музеев" в Сарапульском музее-заповеднике

Акция «Ночь музеев» в Вологодском музее-заповеднике

Выставка «Битва за Ленинград» в Музее политической истории России

"Ночь музеев-2025" в Приморской картинной галерее

Выставочный проект "В жизни всегда есть место подвигу" в Сарапульском музее-заповеднике

Акция «Ночь музеев» в Музее Победы

Художественная выставка «Вернисаж Победы»

Выставка «Под покровом любви» в Музее кино

Булгаков Фест 2025 ко дню рождения писателя

Выставка "Отвага творческой души"

«Театр на фронте: берег надежды» - выставка Бахрушинского музея в Люксембурге

Кунсткамера в годы войны: крепость науки и обороны

Выставка «Гдеторай» в Новосибирском художественном музее

Россия в моей душе. Клаудиа Ван

«От Сталинграда до Берлина». К 125-летию со дня рождения Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова

Выставка "Богатырь земли русской…"

XVII Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета в Угличе

Выставка белорусской художницы Христины Высоцкой «Кветки и раслины»

Карельские мифы

Выставка «В шкафу» в Московском музее современного искусства


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru