Большому спортивному празднику — Универсиаде-2013 — посвящена очередная выставка, организованная Государственным музеем изобразительных искусств Республики Татарстан в Национальной художественной галерее «Хазинэ» в Казанском Кремле.
На выставке экспонируются произведения художников советской эпохи на тему спорта из фондов Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Центрального музея физической культуры и спорта (Москва).
«Спорт надо рассматривать как источник и повод для искусства». Пьер де Кубертен.
Современный спорт имеет богатейшую предысторию как феномен. Он занимал достойное место в истории культуры разных эпох, стран, цивилизаций (например, в античном мире). Спорт неизбежно и неуклонно приобретал знаки принадлежности к определенной эпохе, он вписан в общий контекст тенденций развития общества и культурных трансформаций ХХ века. Интеграция спорта и искусства является одним из важнейших инструментов для гармонизации личности, преодоления разрыва между физическим и духовным развитием человека. В произведениях советских живописцев, графиков, скульпторов спорт предстает и как микромодель социальной системы, экономики и культуры нашей страны.
Классикой советского искусства стали работы Александра Самохвалова на тему спорта. Автор общепризнанного шедевра «Девушка в футболке» представлен несколькими произведениями. Выполненные в масляной технике «Физкультурница с букетом» (1935) и «Теннис» (1971) — свидетельство верности выдающегося живописца спортивной теме на протяжении всего творческого пути. В стилистике изображений, созданных с временным разрывом в 35 лет, заметны изменения, происшедшие в живописной манере художника, но неизменным остается прием обобщенного решения формы большими плоскостями. Менее известны скульптурные опыты Самохвалова. Выставка представляет три работы в бронзе: «Бег», «Дискобол», «Пловчиха». «Дискобол» Самохвалова, несмотря на очевидные различия в образно-пластической системе и почти миниатюрные размеры, воспринимается как шутливый парафраз «Дискобола» греческого ваятеля Мирона.
Широко известны посвященные спорту произведения Александра Дейнеки, считавшего, что тема спорта несет животворную силу, формирует у зрителя стойкость и желание противостоять трудностям. Художник утверждал, что спорт помог ему найти свой собственный художественный язык. В его двухфигурной композиции в бронзе «Эстафета» (1945), как и более известных живописных произведениях, убедительно решена задача передачи взаимодействия человеческого тела и пространства в момент движения.
Знаковой для пропаганды советским искусством благотворной роли физкультуры и спорта в формировании человека нового общества стала «Девушка с веслом». Созданная Иваном Шадром в 1935 году, она была многократно растиражирована — ее гипсовые копии на протяжении нескольких десятилетий устанавливались в парках культуры и отдыха нашей страны.
Значительная часть произведений, экспонирующихся в залах выставки, — это изображение событий спортивной жизни или обобщенно условные образы спортсменов и физкультурников.
В живописных картинах С.Павлова «Кавголовский трамплин» и А.Почтенного «Легкоатлетическое соревнование» запечатлены события довоенных лет. Многофигурные композиции отразили типичную для того времени массовость физкультурного движения в молодом советском государстве. В созданных в 1970–1980-х годах «Регбистах» В.Видермана и «Игре в мяч» В.Гаврильчика интерпретация спортивной темы лишена какого бы то ни было пафоса.
Скульптурные работы Е.Янсон-Манизер «Конькобежка» (1949), Ю.Чернова «Девушка с кольцом» (1965), М.Переяславца «Марафон» (1980) представляют различные ситуационные моменты. В статуарной позе «Девушки с кольцом» покоряет красота мягких линий девичьей фигуры. В зыбком равновесии позы «Конькобежки» передано ощущение скорости и стремления к победе. «Марафон» — редкий пример скульптурной композиции с таким большим количеством фигур. Скученная группа бегущих спортсменов — убедительная в своей типичности сцена. Работа украинского скульптора О.Косткевича «Футбол» (1983) завораживает предельной точностью воссоздания ситуации, которые нередки в любимой миллионами зрителей игре: три тела сплелись в клубок, образовав почти сферу (почти мяч). С любой точки зрения, в любом ракурсе эта динамичная группа убедительна и эффектна. Она вызывает в памяти неизгладимые впечатления ярких игровых моментов, доставляющих поистине эстетическое наслаждение и самим спортсменам и болельщикам.
Ряд произведений является портретными изображениями выдающихся спортсменов. В полотне «Герта» нападает» (1930) живописец Н.Загреков (творческая деятельность художника с 1922 по 1992 прошла в Германии), воссоздал острый момент игры берлинской футбольной команды. Изображения трех футболистов, участников схватки, носят портретный характер. Названо имя того, кто с мячом, — Ганне. Вместе с тем динамизм композиционного решения и экспрессия цветовых отношений передают драматический психологизм взаимоотношений спортсменов на футбольном поле.
Художник А.Хаустов, создавая парный портрет знаменитых футболистов ленинградской команды «Зенит», мастеров спорта Панчихина и Бурчалкина намеренно уходит от ожидаемого изображения спортсменов в полный рост в острой игровой ситуации. Сосредоточив внимание на лицах, автор подчеркивает значение интеллектуальной составляющей в действиях своих героев.
Олимпийская чемпионка по конному спорту Е.Петушкова представлена автором В.Козенюком на жеребце по кличке Пепел. Несмотря на скромные размеры, изваяние в бронзе производит впечатление конного монумента.
Создавая образ олимпийской чемпионки по гимнастике Ольги Корбут, скульптор В.Вахрамеев нашел чрезвычайно выразительное композиционно-пластическое решение, благодаря которому гибкое тело гимнастки, совершающей прыжок с переворотом, парит в воздухе. Автор в полной мере прочувствовал и воплотил в своем произведении эстетику спорта.
Представлено на выставке и искусство татарстанских художников. Три произведения А.Абзгильдина объединены темой народного праздника Сабантуй, во время которого устраивается множество различных состязаний в силе и ловкости. Своеобразный триптих образуют картины «Перед скачками», «Бег в мешках», «Бег с ведрами». Ситуации, взятые художником из реальной жизни, трактованы им в метафорической стилистике, что придает изображениям смысл философского иносказания.
Полотно Ф.Якупова «Наездница. Моя дочь Алсу» (1999) — произведение портретного жанра. Всадница изображена на двойном фоне: справа от нее деревенский пейзаж, слева городской. Юная героиня — горожанка в третьем поколении, но зовом крови далеких предков объясняет художник ее увлечение конным спортом.
Спорт — важнейшая составляющая жизни современного общества. Спорт — это яркий и красочный динамизм движений спортсменов, безупречное по красоте и совершенству физическое телосложение атлетов, глубокий и драматичный психологизм участников состязаний. И каждый из видов изобразительного искусства отдает свою дань спортивной деятельности, потому что спорт проявляет все лучшее, что есть в человеке: и то, что заложено природой, и то, что он сам в себе воспитал.
Спорт в искусстве графики
Спортивная тема в искусстве графики представлена на выставке самостоятельным разделом произведениями из фондов Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.
Произведения оригинальной графики демонстрируют широкий спектр изобразительных техник: графитный карандаш, акварель, гуашь, пастель, темпера.
Лист А.Самохвалова представляет еще одну редакцию мироновского «Дискобола». Новая вариация называется «Девушка-дискобол» (1935). То, что было главным в живописных изображениях его физкультурниц — сочетание красоты и здоровья, силы и грации — воплощено, отточено четкими линиями графического карандаша и подцветкой черной акварели.
А.Родченко в создании своих произведений"Тренировка» (1938) и «Футбол» (1940) использовал красочные возможности гуаши, пастели и акварели. Вошедший в историю искусства ХХ века не только как художник-авангардист, но и как талантливейший фотограф, он явно использовал в этих работах изобразительные приемы, которые делают эти зарисовки несколько похожими на репортажные снимки: как шутка воспринимается неумелая фрагментарность композиции в «Тренировке», размытость контуров и чрезмерная контрастность цветовых пятен в «Футболе».
В каждом из двух листов художника второй половины ХХ века Б.Тальберга цвет выполняет разные роли. Подчеркнуто значение цвета в работе карандашом и темперой «Пять гимнасток на красном фоне» (1971). Слова «…на красном фоне» вынесены в название неслучайно — группа гимнасток на фоне красного пятна четкой геометрической формы воспринимается как единое целое в своей сосредоточенности перед выходом на гимнастический ковер. В листе «Два атлета и девушка с мячами» (1971) художник использует цвет как средство моделировки мускулистых тел спортсменов.
Искусство тиражной графики представлено офортом, литографией и линогравюрой. Четыре листа из альбома автолитографий И.Кулешова «Даешь здоровую смену!» (1929) обращают нас ко времени лозунгов молодого советского государства. Но изобразительная манера, в которой выполнен альбом, носит далеко не плакатный характер. Прозрачно-акварельна красочная поверхность, мягко смоделированы объемы.
К этому же периоду советского искусства относятся и произведения казанских графиков С.Козлова «Игра в мяч» (ксилография, 1926) и Д.Федорова «Казань. Черное озеро» (литография). Главным выразительным средством в этих малоформатных произведениях является линия, но ее характер у каждого из художников свой. В незатейливости композиционного решения работы Федорова присутствуют приметы примитива. Конструктивистская четкость форм в «Игре в мяч» Козлова — свидетельство поиска авангардистами начала ХХ века новых элементов в языке изобразительного искусства.
Серия автолитографий В.Власова, выполненных в начале 1970-х годов, поистине графична. Цвет, по большей части, только аккомпанирует линии, которой художник мастерски владеет. В событиях спортивной жизни Власова привлекает психология взаимоотношений тренеров и спортсменов, переживания болельщиков, напряженное ожидание своего часа запасных игроков. Азарту спортивной борьбы посвящена автолитография «Соперницы», в которой линии и штрихи имеют предельную концентрацию экспрессионизма: они не столько изображают, сколько выражают накал соперничества двух велосипедисток.
Задаче передать динамику спортивной борьбы на ледовой арене посвящен офорт Н.Корниловой «Скейтборд», решенный в традициях постмодернизма. Сложность композиционного построения и взаимодействия цветовых пятен заставляют разгадывать изображение как некий ребус.
Линогравюры татарстанских художников С.Кульбаки и Л.Потягунина отличает характерная для этой техники лапидарность изобразительных приемов, некоторая жесткость тональных контрастов. Выбор крупноплановой композиции в произведении С.Кульбаки «Перед боем» позволил автору сосредоточить внимание на лице боксера, передать его внутреннюю готовность к предстоящему поединку. Л.Потягунин в «Строительстве стадиона» дал широкую панораму, которая позволила подчеркнуть грандиозность большой стройки.
Повествовательный язык автолитографии А.Харшака «Хоккей» вызывает ностальгические настроения благодаря легкой узнаваемости сюжета с хоккейной коробкой внутри жилого массива.
Искусство графики, немногословное и не столь пафосное в сравнении с живописью и скульптурой, отражает, тем не менее, очень широкий спектр явлений спортивной жизни в самых различных ее аспектах. Ограниченность изобразительных средств художники превращают в загадочную недосказанность, которая побуждает зрителя включиться в творческий процесс и додумать то, что находится за рамками формата.
Спортивные реликвии и сувениры
Победы и высокие достижения в спорте увенчиваются наградами. Эта традиция имеет давнюю историю.
В Античной Греции Имена победителей Олимпийских игр высекались на мраморных колоннах и устанавливались их статуи. Позже стали награждать победителей венками из ветвей дикой оливы, которая росла в священной роще Зевса.
В Средние века наградой в рыцарских турнирах были доспехи и боевой конь поверженного противника. Но для богатых и знатных победителей изготавливались призы из драгоценных металлов. В 1468 году для правителя Флоренции Лоренцо Медичи был изготовлен специальный приз — шлем из серебра, украшенный фигуркой бога войны Марса.
Прообразом в современной иерархии наград стала система награждения Древнего Рима. Там возник обычай преподносить победителю кубок, сделанный из золота, серебра, хрусталя и украшенный драгоценными камнями.
В ХХ веке кубки стали популярной спортивной наградой. Спортивными наградами стали медали.
К соревнованиям высокого ранга разрабатываются уникальные наградные комплекты и сувенирная продукция, которые становятся предметом коллекционирования.
Большую коллекцию памятных призов и сувениров различных спортивных соревнований сформировал Центральный музей физической культуры и спорта (Москва). Небольшая часть ее экспонируется на выставке «Спорт. Здоровье. Красота».
Наградные кубки, памятные медали, сувенирные вазы и мелкая пластика — эти произведения декоративно-прикладного искусства созданы в разных странах мира. При создании призов и сувениров, как правило, используется сюжеты, символика, материалы и технологии, отражающие своеобразие истории и культуры страны, проводящей соревнования. Например, наградной кубок Международного турнира на приз газеты «Советская Россия» 1976 года выполнен в виде самовара с хохломской росписью. Кубок на Первенство Москвы 1950-х годов выполнен мастером из Палеха Б.Ермолаевым.
Переходящий приз в конных соревнованиях 1960-х годов, проходивших в Лейпциге, сделан из латуни. Выбор этого материала и способа его обработки неслучаен — Германия бережно сохраняет традиции изготовления высокохудожественной предметов из медных сплавов. Произведением искусства является этот приз в виде вазы с рельефным декором.
Необычный вид имеет Приз за командную победу на чемпионате мира по классической борьбе в Швейцарии в 1989 году. Это увеличенное подобие колокольчиков, которые вешают на шею коров (так называемое ботало) на широком борцовском ремне (колокольчик — символ сельского хозяйства, как важнейшего фактора благосостояния этой страны).
В большом количестве экспонируются в витринах популярные у коллекционеров памятные сувениры — мелкая пластика из самых разных материалов производства многих европейских стран. Лыжники и конькобежцы, фигуристы и борцы, футболисты и теннисисты, хоккеисты… И очень много медвежат. Медвежонок — талисман Московской олимпиады 1980 года. Сувениры спортивных игр в виде медвежат делались и раньше. Например, среди экспонатов выставки присутствует «медвежонок-футболист динамовец». Но популярность олимпийского мишки несравнима ни с чем. Создателем образа обаятельного медвежонка талантливый художник-иллюстратор Виктор Александрович Чижиков превратил хищного зверя в любимца спортсменов и зрителей Игр (понятие «олимпийский талисман», как обязательный атрибут Олимпийских игр, было утверждено в 1972 года на сессии Международного Олимпийского комитета).
Ассортимент спортивной сувенирной продукции не ограничен какими бы то ни было рамками. Например, на Олимпийских играх 1932 года в Лос-Анджелесе были изготовлены автомобильные номера с символикой Игр: два таких номера представлены на выставке. Сувениры могут быть и носителями рекламы: на металлической накладке с плакатом VII Олимпийских игр в Антверпене 1920 года был напечатан логотип фирмы Coca-cola.
Экспонаты только со спортивной символикой и тематикой, сопровождая какое-то событие в определенном месте и в конкретное время, становятся хранителями нашей памяти и свидетелями большой Истории.