Биография в фотографиях. Фотохроника жизни писателя Сергея Довлатова.
Пушкинский Заповедник совместно с информационной компанией The New York Plus Plus представляет фотохронику жизни писателя Сергея Довлатова. Экспозиция, подготовленная кураторами Наташей Шарымовой и Еленой Довлатовой, рассказывает о жизни писателя в России и США и будет показана с 15 июня по 12 сентября в Научно-культурном центре Пушкинского Заповедника.
Выставка содержит фотографии из архива семьи Довлатовых, из архива Ксении Бланк-Мечик, снимки, сделанные друзьями писателя и фотографами: Ниной Аловерт, Михаилом Лемхиным, Леонидом Лубяницким, Наташей Шарымовой.
Сергей Довлатов родился 3 сентября 1941 года в Уфе, где во время Второй мировой войны оказалась Нора Сергеевна Довлатова, мать писателя. Позже она перебралась к мужу в Новосибирск, куда был эвакуирован отец писателя Донат Мечик, режиссер Ленинградского театра драмы имени Пушкина. В 1944 году родители вместе с Сергеем вернулись в Ленинград. Окончив школу, в 1959 году он поступил в Ленинградский государственный университет на финское отделение.
В университетские годы завязались знакомства на всю жизнь: с Андрем Арьевым, Федором Чирсковым, Самуилом Лурье, Валерием Грубиным, Асей Пекуровской, Иосифом Бродским, Евгением Рейном и многими другими, составлявшими круг творческой молодежи Ленинграда начала 60-х годов.
В какой-то момент Сергей забросил занятия в университете, был отчислен и попал в армию. Сергей Довлатов служил во внутренних войсках. Первый год - в охране лагеря строгого режима в Республике Коми, посёлок Чиньяворык. Два года - под Ленинградом. В армии Сергей начал писать, делать заметки, которые позже превратились в сборник «Зона». Этот сборник и другие рассказы сделали Сергея Довлатова довольно известным в ленинградских и московских литературных кругах.
По воспоминаниям Иосифа Бродского, Довлатов вернулся из армии, «как Толстой из Крыма, со свитком рассказов и некоторой ошеломлённостью во взгляде». После армии Сергей был штатным сотрудником многотиражки Ленинградского кораблестроительного института «За кадры верфям» и секретарем писательницы Веры Пановой. С 1972 по 1975 год Сергей Довлатов жил в Таллинне. Около двух месяцев работал кочегаром в котельной. Позже был принят на работу в еженедельную газету «Моряк Эстонии», на должность ответственного секретаря. Был внештатным корреспондентом газеты «Вечерний Таллин». Через некоторое время стал работать в отделе информации газеты «Советская Эстония».
В издательстве «Ээсти Раамат» с Сергеем Довлатовым был заключён договор на сборник рассказов «Пять углов». Но КГБ, престраховавшись, книгу запретило, набор рассыпали. Сергей Довлатова уволили из газеты.
В рассказах, вошедших в книгу «Компромисс», Довлатов описывает истории из своей «прибалтийской» жизни и журналистской практики, а также пишет о работе редакции и жизни своих коллег.
В марте 1975 года он вернулся в Ленинград. Все попытки Сергея Довлатова опубликовать свои произведения в СССР были тщетны, и в 1976 году он отправил рукописи на Запад. Рассказы Сергея Довлатова были опубликованы в журнале «Континент» (№11, 1977, «По прямой») и «Время и мы», (№14, 1977, «Голос» и «На что жалуетесь, сержант»). Его тут же исключили из Союза журналистов. У него начались очень серьезные неприятности с властями. В 1976 и 1977 годах летом Сергей Довлатов работал экскурсоводом в Пушкинском Заповеднике. Этот опыт был позднее отражён в повести «Заповедник».
1 февраля 1978 года его жена и дочь эмигрировали.
Сергей Довлатов вместе с матерью Норой Сергеевной эмигрировали в конце августа 1978 года, в феврале 1979 года вся семья Долатовых собралась вместе и поселилась в Квинсе, Нью-Йорк. В 1980 году группа эмигрантов-журналистов открыла газету «Новый американец» - «крупнейший в мире русский еженедельник». Сергей Довлатов вскоре стал его главным редактором. Первый номер вышел в феврале 1980 года.
В СССР писателя знали по самиздату, тамиздату и авторской передаче на Радио «Свобода».
В течение двенадцати лет, которые Сергей Довлатов прожил в США, он издал двенадцать книг на русском, и пять переведены на английский: «Компромисс», «Зона: Записки надзирателя», «Наши», «Иностранка» и «Чемодан». Впоследствии эти книги были переведены на большинство европейских языков, а также китайский и японский.
Девять рассказов опубликовал журнал «The New Yorker». Довлатов был вторым русским писателем после Владимира Набокова, проза которого появилась в этом – тогда одном из самых престижных – журнале.
Сергей Довлатов умер 24 августа 1990 года, похоронен в Нью-Йорке. На доме в Ленинграде, где он жил, установлена мемориальная доска. Интерес к жизни и творчеству писателя Сергея Довлатова постоянно растёт.
В экспозиции выставки представлены фотографии, отражающие различные моменты жизни писателя. Сергей Довлатов, скорее всего, несмотря на свою эффектную внешность – он был очень похож на кинозвезду Омара Шарифа - неуютно чувствовал себя перед объективом и фотографироваться или фотографировать не любил.
В архиве Елены - Екатерины Довлатовых и Ксении Бланк-Мечик, сводной сестры Сергея, сохранились немногочисленные старые «карточки», относящиеся к доэмигрантскому периоду. Пожалуй, не наберется и десятка, где Сергея можно увидеть с его друзьями: Андреем Арьевым, Валерием Грубиным, Яковом Гординым и другими.
В Нью-Йорке ситуация изменилась: Сергея Довлатова часто фотографировали Нина Аловерт, Михаил Лемхин, Леонид Лубяницкий, Наташа Шарымова, Ляля Федорова, Марк Серман и многочисленные любители. На выставку попало лишь незначительное количество снимков, передающих атмосферу, в которой жил и работал писатель Сергей Довлатов, уже сейчас ставший классиком русской литературы.
Наташа Шарымова