Выставка молодых художников Петрозаводска посвящена уникальной странице отечественного культурного наследия - обэриутам. Ровно 85 лет назад - в 1928 году в Ленинграде был опубликован манифест группы ОБЭРИУ, а в Ленинградском Доме печати состоялся вечер «Три левых часа». Именно на нем обэриуты впервые заявили об образовании группы, представляющей «отряд левого искусства».
«ОБЭРИУ́ (Объединение реального искусства) — группа писателей и деятелей искусства; существовала в Ленинграде в 1927-30. Программа ОБЭРИУ характеризуется стремлением в свободном эксперименте приблизить художественный язык к действительности, освободившись от догм эпигонов реализма. Этим догмам ОБЭРИУ противопоставили пародию и гротеск, которые приобрели в их творчестве значение абсурда, он должен был передать трагизм жизни, разобщенность людей, их беспомощность перед драмой бытия. Принципы ОБЭРИУ перекликаются с сюрреализмом. Манифест обэриутов, составленный главным образом Николаем Заболоцким, был опубликован в 1928 году (журнал "Афиша Дома печати"). Основание группе положили молодые поэты Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий; в группу вошли Константин Вагинов, Игорь Бахтерев, Александр Разумовский, Юрий Владимиров, Дойвбер Левин. Тяготели к группе Николай Олейников, Евгений Шварц. Среди художников близкими к группе были Казимир Малевич и Павел Филонов.
Деятельность группы вызвала резкое неприятие официальных кругов. Не имея возможности работать в литературе для взрослых, многие обэриуты перешли в игровое творчество для детей, в детские журналы. (Д. Хармс, Н. Олейников, А. Введенский и др.). Все участники группы в 30-е гг. подверглись репрессиям. С 60-х гг. началось возвращение ОБЭРИУ к читателю».
(Российский гуманитарный энциклопедический словарь: т.2
- М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002)
Стремление мастеров ОБЭРИУ обновить методы изображения действительности актуально и сегодня. К их идеям и творческим методам вновь и вновь обращаются люди искусства, в том числе и молодые художники - участники Петрозаводской выставки: Юлия Шумилова, Наталья Егорова, Антонина Юфа, Александра Суханова, Иван Смирнов, Наталья Логинова, Игорь Фомин, Ольга Добрякова, Никита Рыбин, Евгения Лебедева, Анна Данилова, Александр Ушков, Николай Кркалевский.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
«Отпусти Господи тормоза вдохновения моего…»
Даниил Хармс 3 мая 1935
«Должно быть, очень очень скоро
Настанет новый, светлый день»
Даниил Хармс 16 января 1935
1. Интересны ли нам ОБЭРИУты сегодня? Если интересны, то чем, как? Как памятник культуры? Как музейный экспонат? Как нечто близкое, понятное, живое?
2. ОБЭРИУ - это последняя группа русского авангарда, «вышедшая на сцену» после главных авангардистов – после Хлебникова, Малевича и др.
3. Вероятно, сегодня у молодых художников действительно есть «резон» соотнесения своей творческой деятельности с работой этого, в основном литературного объединения. Резон связан с тем, что обэриуты - явление по сей день русской культурой «не переваренное», что проявляется в полярности оценок их творчества. К примеру, Введенский для кого-то поэт-философ мирового масштаба; для кого-то – производитель графоманских текстов.
4. Будучи в основном людьми классически образованными, хорошо знающими русскую и европейскую культуру XIX века, обэриуты были «вооружены» знанием языков авангарда литературного и художественного. При этом их творчество развивалось в условиях сцены, на которой разворачивался спектакль разрушения «прежней» культуры и зарождение «другой» культуры, с доминирующей в ней, идеологией нового государства. Они творили в условиях странных, специфических, катастрофических, небывалых… Видимо поэтому, их поэзия – высокий стиль и просторечие, комедия и трагедия, бытовая обыденность абсурдизм и т.д.
5. Время другое, другие обстоятельства…, но также, как и 85 лет назад – вымирание «старой» культуры, появление «новой». Новые люди, новый быт, новый обыватель, новый потребитель (всего–всего, и культуры), новый творец («креативщик»), новые общественные касты, новые технологии, в том числе и в искусстве.
6. У каждого из участников выставки свое отношение к жизни и свое отношение к ОБЭРИУ. Какие смыслы выражают пересечения работы художника, окружающей реальности и творческого наследия покойных поэтов – судить вам.
Артем Стародубцев, художник.
Вернисаж: 31 мая 2013 (пятница) в 16:00
Режим работы выставки с 1 июня по 23 июня 2013: ежедневно с 12:00 до 19:00. Касса работает до 18:30. Выходной – понедельник.