Премьера первой постановки балета «Весна священная» на сцене парижского Театра Елисейских Полей навсегда вошла в историю мировой культуры. Несмотря на последующие хореографические версии балета, эта постановка осталась самой запоминающейся и непревзойденной. Создателями этого великого произведения искусства ХХ века стали люди, судьба которых неразрывно связана с Санкт-Петербургом и культурой Серебряного века. «Весна священная», задуманная Николаем Рерихом и Игорем Стравинским в самом начале 1910-х годов, стала символом нового русского искусства. Принятый не очень благосклонно вначале, впоследствии балет полюбился хореографам и танцовщикам. На протяжении столетия многие хореографы мира обращались к этому произведению, роли в этом балете стали жемчужинами исполнительского искусства великих танцоров мира. Однако в самой России полвека этот балет не имел сценической истории, он был забыт. Только в 1960-е годы «Весна священная» стала возвращаться на отечественную сцену в новых хореографических редакциях. В 2003 году и Мариинский театр возобновил постановку, а в 2012 году зрители увидели «Весну священную» в новой редакции. Легендарный балет получил новую жизнь в Петербурге – возродился на той же почве, где зарождались творческие импульсы и складывалось мастерство его создателей. Директор Музея-института семьи Рерихов Алексей Бондаренко считает, что долгая и прославленная жизнь «Весны священной» связана с тем, что его полный ошеломляющей новизны и выразительности язык пробуждает в человеке глубинные переживания: «Это балет-мистерия, рассказ о древнем и сакральном действе – для того, чтобы в мир пришла Весна, пришел Свет, необходима Жертва. Эти архаические воспоминания, - о неразрывном единстве человека и природы, - волнуют как наших современников, так и тех, кто 100 лет назад впервые увидел этот балет». Образы балета не оставляли воображение Рериха на протяжении многих лет. Он, в разные годы, для разных постановок, исполнил несколько декораций. В 1945 году, за два года до ухода из жизни, написал станковую картину «Весна священная». Она представлена на выставке. Также в экспозиции можно увидеть эскизы нескольких вариантов декораций, созданные художником в разные годы, и эскизы костюмов 1912 года. Именно эти эскизы были воплощены на сцене и стали легендарными. Мариинский театр предоставил на выставку платье Избранницы из своей постановки «Весны священной», а этнографический музей - прототипы образов и костюмов Н.К. Рериха. Посетители получат уникальную возможность увидеть эскизы костюмов, исполненных авторами реконструкции «Весны священной» – хореографом и историком балета Миллисент Ходсон, художником и искусствоведом Кеннетом Арчером, которые много лет по крупицам восстанавливали утраченную хореографию Вацлава Нижинского, декорации и детали художественного оформления Николая Рериха. Их труд был завершен в 1987 году. Впервые восстановленный шедевр исполнила труппа «Джоффри балет» в Лос-Анджелесе. После этого состоялись десятки постановок во многих странах мира. В рамках подготовки и работы этой выставки музей планирует провести ряд мероприятий, касающихся истории создания и различных постановок балета.
В выставке приняли участие:
Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
Центральный государственный музей театрального искусства им. АА Бахрушина (Москва)
Музей Николая Рериха, Нью-Йорк
Международный центр-музей им. Н.К. Рериха (Москва)
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко