Олимпия: победа над временем. Произведения античного и западноевропейского искусства из собрания Государственного Эрмитажа
Выставочный центр "Эрмитаж-Казань"
16 апреля 2013 года в Выставочном центре "Эрмитаж-Казань" открылась выставка "Олимпия: победа над временем. Произведения античного и западноевропейского искусства из собрания Государственного Эрмитажа". Около 300 экспонатов из коллекции Государственного Эрмитажа, представленных на выставке, знакомят с историей Олимпийских игр.
Олимпийским играм древности было посвящено много выставок, но обращение к этой тематике на выставке в Казанском кремле особенно актуально в преддверии Универсиады, которая будет проводиться в Республике Татарстан в 2013 году. Значительная часть экспонатов, включённых в состав выставки, будет экспонироваться впервые, как впервые и вводится в научный оборот, благодаря публикации в каталоге. В эрмитажных лабораториях научной реставрации и консервации произведений искусства были заново отреставрированы многие античные вазы и скульптуры. Среди них уникальное надгробие учителя гимнастики, найденное в Пантикапее. Уточнённый перевод поэтической эпитафии, начертанной на этом памятнике, подготовлен ведущим научным сотрудником Отдела Античного мира Эрмитажа Ю.П. Калашником.
Игры в Олимпии были частью древней традиции проведения ритуальных игр, которые возникли в Средиземноморье за полторы тысячи лет до начала нашей эры. Со временем эпизодические церемониальные состязания стали регулярными и превратились в празднества, где атлетические соревнования соседствовали с поэтическими (музыка, пение, чтение стихов и даже научных сочинений).
Атлетические состязания в античной Олимпии не случайно послужили образцом для организаторов олимпийского движения новейшего времени. Эти праздники древности были выражением общегреческой идеологии совершенства, достигаемого воспитанием духа и тела. В понимании эллина человек – мера всех вещей, зримая формула гармонии, а сочетание линий, форм и пропорций человеческого тела – неизменные слагаемые золотого правила Красоты. Олимпийские игры античной Эллады – это вершина, итог восхождения к Идеалу. Во время Игр греки – и участники состязаний, и зрители – утверждали действием торжество принципа калокагатии (от греческих слов "красивый", "прекрасный" и "добрый", "благой"). Высшей ценностью провозглашалось единство исполненной высоких помыслов благородной души свободного Гражданина, воина-защитника, сына Отечества, и физически прекрасного Человека. Нормой жизни для каждого свободного грека была агонистика, то есть состязательность во всем. В глазах современников победитель в спортивных искусствах был избранником богов, их покровительство распространялось и на его родной город, и на сограждан. Олимпиоников окружал необычайный почет, они были желанными участниками любых событий: спортивных, политических, государственных, а также военных. Их присутствие считалось залогом благосклонности и внимания богов к делам людей.
При разработке концепции этой выставки был учтён опыт предыдущих эрмитажных экспозиций, посвящённых олимпийской тематике, в том числе и тех, которые проводились другими музеями с участием Эрмитажа в России и за рубежом.
Тематически экспозиция состоит из нескольких разделов. В античном разделе представлены: мраморная скульптура, расписные вазы с изображением различных видов атлетических состязаний, сосуды, использовавшиеся в качестве наград, изделия из бронзы, произведения коропластики, глиптики, нумизматики, - которые помогают наглядно представить атмосферу Олимпийских праздников.
В разделе, рассказывающем о "возрождении" Олимпийских игр в Новое время и обращении к античным традициям в искусстве, помимо живописных полотен, гравюр и шпалер на античные мифологические сюжеты, представлены редкие библиографические издания, фотографии, документы, олимпийские медали и мемориальные жетоны.
К выставке коллективом сотрудников музея и издательством "Славия" подготовлен научный иллюстрированный каталог. Автор концепции и куратор выставки – Дмитрий Павлович Алексинский, научный сотрудник Отдела античного мира Государственного Эрмитажа. Дизайн экспозиции разработан заведующим сектором временных выставок Экспозиционно-оформительского отдела Государственного Эрмитажа, художником В.Б. Королёвым.