Выставка Сиота Тихару «Скрещенья»
19 апреля – 18 мая 2013
Открытие: 23 апреля 2013, вторник, 19.00
Пресс-показ: 23 апреля 2013, 18.00
Место проведения: ЦВЗ «Манеж»
Адрес: Москва, Манежная площадь,1
Московский проект японской художницы Сиоты Тихару «Скрещенья» – о женском и вечном. Несколько белоснежных платьев (фата и/или саван?) грандиозных размеров (2,20 м каждое) оплетаются черной шерстяной паутиной, которая заполняет углы, стены, пол, потолок и наступает прямо на зрителя, затягивая его в пространство инсталляции. Выставка создается непосредственно на глазах у публики: первую неделю работы зрители будут наблюдать за работой волонтеров, натягивающих черные нити вокруг фантасмагорических одеяний, свисающих с потолка. Весь процесс плетения записывается на видео – и после того, как создание инсталляции завершается – запись начинают транслировать на экране. «Линия слишком чиста, – говорит Сиота, – слишком заметна. Треугольники на треугольниках образуют сложную структуру, скрывающую многое от человеческого глаза… Зимой, когда я гуляю по парку и смотрю на деревья, мне кажется, что они похожи на мои работы». Белые платья Сиоты – это своеобразный «пустой» знак, оболочка, помнящая о никогда не бывшем внутри теле, привидение, обитающее в пространстве между миров. Черная шерсть – нити памяти, путы страха, вывернутая наружу корневая система, ризома и сеть отношений – отношений между людьми и призраками. «Человеческая жизнь, возможно, связана с космосом, – считает художница. – Возможно, смерть – это не исчезновение, но слияние с вечностью…». При этом работы Сиоты оригинально и органично существуют в истории и контексте мирового современного искусства, отсылая к клеткам Луизы Буржуа, вуалям Аннет Мессаже, тотальным инсталляциям Яёй Кусамы, перформансам Йоко Оно, комнатам Ирины Наховой и платьям «Фабрики найденных одежд».
Сиота родилась в 1972-м в Осаке, изучала живопись в Киотском университете, стажировалась в Австралии и Германии. Сиота начинала как перформансист – она училась у Марины Абрамович и Ребекки Хорн – и последние свои пространственные инсталляции также считает во многом телесной практикой: «Я начала работать с нитями в 1992-м, – объясняет художница. – Я училась на живописца, и хотела рисовать в воздухе черной шерстью… Если я плету что-то, и у меня выходит нечто безобразное, запутанное и узловатое, значит виной тому мое настроение». Сиота часто «работает» с собственной памятью: это горящий рояль и ряды пустых стульев из сгоревшего соседского дома, трава на могиле бабушки… При этом многие вещи в инсталляциях Сиоты представляются артефактами памяти коллективной: это ношеная обувь с привязанными к ней историями владельцев и гигантская башня из старых стекольных рам.
Проект Тихару Сиоты «Скрещенья» разворачивается на третьем этаже Центрального выставочного зала «Манеж», на цокольном этаже которого будут представлены сразу несколько проектов на тему потустороннего мира: это «Одиссеи», «Размышляя о смерти» и «Мой самый важный чемодан», что позволит зрителю наблюдать целую панораму художнических трактовок этой вечной темы.
АККРЕДИТАЦИЯ:
+7 (495) 645 92 76,
Марина Чуйкина
Павел Горбач
Дарья Пастухова
Анна Свергун + 7 (905) 544-18-83,