НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Борис Мессерер. Живопись, графика, инсталляции

c 10 апреля по 23 июня 2013Москва
Борис Мессерер. Клайпеда. Из серии ''Прибалтика''. 1969. Холст, масло. 110х130
10 апреля в 14.00 в Инженерном корпусе Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, 12) состоится пресс-показ выставки «Борис Мессерер. Живопись, графика, инсталляции».

Выставка открыта с 11 апреля по 23 июня 2013 года.

Третьяковская галерея открывает ретроспективную выставку Бориса Асафовича Мессерера (род. 1933), представителя яркого поколения «шестидесятников», которое «ворвалось» в литературу, театр, изобразительное искусство, чтобы избавить их от оков официальных канонов. Живописец, книжный график, мастер офорта, один из создателей легендарного журнала “Метрополь” (1979), Мессерер известен как блестящий театральный художник, оформивший десятки спектаклей в Большом театре, МХАТе, “Современнике”.

Выставка в Галерее, приуроченная к 80-летию мастера, демонстрирует, прежде всего, его станковое творчество, раскрывает Мессерера как разностороннего художника. В экспозиции собрано около 100 графических и живописных работ 1960–2000-х годов, а также инсталляции 2000-х – начала 2010-х. Б.А.Мессерер, представитель знаменитой театральной династии, вопреки семейной традиции мечтал стать художником, но не решился поступать в Суриковский институт и получил архитектурное образование. Ощущая себя в первую очередь художником, одновременно с занятиями в МАРХИ и после его окончания, Мессерер посещал мастерскую выдающегося акварелиста А.В.Фонвизина (1882–1973). В институте в 1950-х, во времена идеологического давления на искусство, царил культ акварели. Студенты ценили в этой технике свободу выражения, бесконечные возможности живописной маэстрии. Художественный метод Фонвизина, его принципы «видения», работа с материалом определили пластический язык Мессерера в акварели, дали возможность впоследствии развивать установки учителя.

На выставке в технике акварели представлены виды Тарусы 2004–2009-х годов, и портреты, запечатлевшие утонченную красоту знаменитой поэтессы Беллы Ахмадулиной, жены художника. Отдельный камерный зал, отведенный для этих работ, – наиболее лиричная, относящаяся к личным переживаниям мастера часть экспозиции. Здесь же в течение работы выставки в записи будут звучать стихи Ахмадулиной в авторском исполнении. Многие годы в творчестве Мессерера уживаются, казалось бы, взаимоисключающие тенденции – живое, сродни импрессионистическому, видение натуры в акварельных пейзажах и портретах и жесткое рациональное начало в абстрактных живописных полотнах и офортах. Эти линии существуют параллельно. Свобода в выборе способа художественного высказывания стала особенностью художественного мышления Мессерера.

В экспозицию включены более двадцати крупноформатных цветных офортов. Предметный ряд, составляющий изображение, – бутылки, керосиновые лампы, пилы, столовые ножи – приоткрывает зрителю мир мастерской художника, наполненной старинными инструментами, парадоксальными механизмами – от утюгов, маслобоек до совершенной красоты граммофонов, часть из которых представлена в экспозиции. Уникальные по размеру и технологии изготовления эти офорты представляют исключительный интерес. Они выполнены с помощью созданного Мессерером печатного станка особой конструкции, который позволяет работать с листами трехметровой длины и применять авторскую печатную технологию. Этот станок дает возможность художнику достигать безукоризненного качества изображения и почти неограниченные возможности работы с цветом. Мессерер использует и специальную бумагу, способную выдержать десятки красочных «прогонов». В беспредметных листах («Абстрактная композиция № 1–5», 1986; «Бумажный пейзаж», 1994, все – собственность автора) с помощью такой технологии достигается эффект изощренной цветовой вибрации. В специальный раздел выделена серия «Белые ночи» (1972), состоящая из восьми монохромных рисунков углем, посвященных Санкт-Петербургу. Живопись Мессерера представлена пейзажами шестидесятых годов («Рига». Из серии «Прибалтика». 1969; «Сванетия. Пейзаж с башней и полями». Из серии «Сванетия». 1966–1967; все – собственность автора) и абстрактными крупноформатными композициями 1970-х – начала 1990-х годов. Центральное место в пространстве двух залов Инженерного корпуса отведено масштабным многопредметным инсталляциям «Реквием по Венедикту Ерофееву» (2000) и «Обыск» (2011). Идея «Реквиема» рождалась в течение многих лет в поисках новой эстетики, которая бы позволила адекватно отразить образ уникального писателя. Инсталляция неоднократно демонстрировалась на выставках, но каждый раз приобретала дополнительные включения, оттенки смыслов. В Третьяковской галерее «Реквием» демонстрируется в новом прочтении: он отсылает к образу мавзолея. Впервые перед зрителем предстанет «Обыск» (2011), произведение, посвященное репрессиям 1937 года. Во многом инспирированное драмой собственной семьи, оно обобщает трагедию страны, потерявшей в течение 1930–1950-х годов лучших представителей интеллигенции. Эта тема раскрывается и в макете памятника жертвам политических репрессий в Кирове (2011), конкурс на создание которого выиграл Мессерер. Б.А.Мессерер всю жизнь стремился быть разносторонним художником, не хотел замыкаться на театре. Так сложилось, что в советское время в работе театрального художника было меньше цензуры и больше возможностей для творческого эксперимента, поэтому Мессерер отчасти вынужденно избрал этот путь. При этом на выставке в Третьяковской галерее и в станковых работах (Цикл «Балерины». 1980, собственность автора), и в инсталляциях, и в решении экспозиционного пространства прослеживается театральное мышление Мессерера. Став универсальным художником, мастер продолжил театральную традицию своей семьи.

www.museum.ru/N49193
Ваше мнение »»

»»Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:Ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 18.02.2020  x    ?  


Новые приобретения пополнили коллекцию музея-заповедника «Царское Село»

Франк Гаудлиц, Амели Лозье. Лицом к лицу

Владимир Мигачев. Пустота

Выставка Татьяны Нешумовой «На крыльях не своих…»

Древности музея «Тапан» в Эрмитаже

IX Межрегиональный научно-практический семинар по военной истории России в Измайлове

Выставка "Мундиры и судьбы" в Государственном мемориальном музее А.В. Суворова

Новая видеоэкскурсия "Многообразие жизни на Земле" в Дарвиновском музее

Масленица в Муранове-2020

Научно-методологический семинар "Применение айтрекинг технологий в музейной практике"

Вечер памяти М.А. Шолохова

Выставка "Волшебная кисть Елизаветы Бём"

Масленица в усадьбе Волконских

«Честная Масленица – широкая боярыня» во Флёнове

Персональная выставка Светланы Шубниковой «Пробуждение»

"Кусковская масленица"

Праздник «Сударыня Масленица» в усадьбе Н.Е. Жуковского

Выставка "Урал: образы и мифы" в Пермской художественной галерее

Иркутск. Традиции. Меценаты. Даши Намдаков

Выставка «История дома: коммунальная квартира»

Выставка Ирины Зайчиковой «Мой балет» в Музее Достоевского

«Гений футбольной цифры»: к 100-летию со дня рождения Константина Есенина

Выставка «Бородино. Дорогами двух Отечественных войн» в музее-заповеднике «Прохоровское поле»

Тотемы, мифы, образы

Выставка «Природа… В ней есть душа…» в Музее Достоевского

«Сто тарелок». Керамика, фарфор

Масленица в Павловском парке

Царство морских млекопитающих в Музее Мирового океана

Живописные и графические работы архитекторов

Широкая Масленица в «Царицыне»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru