НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Борис Мессерер. Живопись, графика, инсталляции

c 10 апреля по 23 июня 2013Москва
Борис Мессерер. Клайпеда. Из серии ''Прибалтика''. 1969. Холст, масло. 110х130
10 апреля в 14.00 в Инженерном корпусе Третьяковской галереи (Лаврушинский переулок, 12) состоится пресс-показ выставки «Борис Мессерер. Живопись, графика, инсталляции».

Выставка открыта с 11 апреля по 23 июня 2013 года.

Третьяковская галерея открывает ретроспективную выставку Бориса Асафовича Мессерера (род. 1933), представителя яркого поколения «шестидесятников», которое «ворвалось» в литературу, театр, изобразительное искусство, чтобы избавить их от оков официальных канонов. Живописец, книжный график, мастер офорта, один из создателей легендарного журнала “Метрополь” (1979), Мессерер известен как блестящий театральный художник, оформивший десятки спектаклей в Большом театре, МХАТе, “Современнике”.

Выставка в Галерее, приуроченная к 80-летию мастера, демонстрирует, прежде всего, его станковое творчество, раскрывает Мессерера как разностороннего художника. В экспозиции собрано около 100 графических и живописных работ 1960–2000-х годов, а также инсталляции 2000-х – начала 2010-х. Б.А.Мессерер, представитель знаменитой театральной династии, вопреки семейной традиции мечтал стать художником, но не решился поступать в Суриковский институт и получил архитектурное образование. Ощущая себя в первую очередь художником, одновременно с занятиями в МАРХИ и после его окончания, Мессерер посещал мастерскую выдающегося акварелиста А.В.Фонвизина (1882–1973). В институте в 1950-х, во времена идеологического давления на искусство, царил культ акварели. Студенты ценили в этой технике свободу выражения, бесконечные возможности живописной маэстрии. Художественный метод Фонвизина, его принципы «видения», работа с материалом определили пластический язык Мессерера в акварели, дали возможность впоследствии развивать установки учителя.

На выставке в технике акварели представлены виды Тарусы 2004–2009-х годов, и портреты, запечатлевшие утонченную красоту знаменитой поэтессы Беллы Ахмадулиной, жены художника. Отдельный камерный зал, отведенный для этих работ, – наиболее лиричная, относящаяся к личным переживаниям мастера часть экспозиции. Здесь же в течение работы выставки в записи будут звучать стихи Ахмадулиной в авторском исполнении. Многие годы в творчестве Мессерера уживаются, казалось бы, взаимоисключающие тенденции – живое, сродни импрессионистическому, видение натуры в акварельных пейзажах и портретах и жесткое рациональное начало в абстрактных живописных полотнах и офортах. Эти линии существуют параллельно. Свобода в выборе способа художественного высказывания стала особенностью художественного мышления Мессерера.

В экспозицию включены более двадцати крупноформатных цветных офортов. Предметный ряд, составляющий изображение, – бутылки, керосиновые лампы, пилы, столовые ножи – приоткрывает зрителю мир мастерской художника, наполненной старинными инструментами, парадоксальными механизмами – от утюгов, маслобоек до совершенной красоты граммофонов, часть из которых представлена в экспозиции. Уникальные по размеру и технологии изготовления эти офорты представляют исключительный интерес. Они выполнены с помощью созданного Мессерером печатного станка особой конструкции, который позволяет работать с листами трехметровой длины и применять авторскую печатную технологию. Этот станок дает возможность художнику достигать безукоризненного качества изображения и почти неограниченные возможности работы с цветом. Мессерер использует и специальную бумагу, способную выдержать десятки красочных «прогонов». В беспредметных листах («Абстрактная композиция № 1–5», 1986; «Бумажный пейзаж», 1994, все – собственность автора) с помощью такой технологии достигается эффект изощренной цветовой вибрации. В специальный раздел выделена серия «Белые ночи» (1972), состоящая из восьми монохромных рисунков углем, посвященных Санкт-Петербургу. Живопись Мессерера представлена пейзажами шестидесятых годов («Рига». Из серии «Прибалтика». 1969; «Сванетия. Пейзаж с башней и полями». Из серии «Сванетия». 1966–1967; все – собственность автора) и абстрактными крупноформатными композициями 1970-х – начала 1990-х годов. Центральное место в пространстве двух залов Инженерного корпуса отведено масштабным многопредметным инсталляциям «Реквием по Венедикту Ерофееву» (2000) и «Обыск» (2011). Идея «Реквиема» рождалась в течение многих лет в поисках новой эстетики, которая бы позволила адекватно отразить образ уникального писателя. Инсталляция неоднократно демонстрировалась на выставках, но каждый раз приобретала дополнительные включения, оттенки смыслов. В Третьяковской галерее «Реквием» демонстрируется в новом прочтении: он отсылает к образу мавзолея. Впервые перед зрителем предстанет «Обыск» (2011), произведение, посвященное репрессиям 1937 года. Во многом инспирированное драмой собственной семьи, оно обобщает трагедию страны, потерявшей в течение 1930–1950-х годов лучших представителей интеллигенции. Эта тема раскрывается и в макете памятника жертвам политических репрессий в Кирове (2011), конкурс на создание которого выиграл Мессерер. Б.А.Мессерер всю жизнь стремился быть разносторонним художником, не хотел замыкаться на театре. Так сложилось, что в советское время в работе театрального художника было меньше цензуры и больше возможностей для творческого эксперимента, поэтому Мессерер отчасти вынужденно избрал этот путь. При этом на выставке в Третьяковской галерее и в станковых работах (Цикл «Балерины». 1980, собственность автора), и в инсталляциях, и в решении экспозиционного пространства прослеживается театральное мышление Мессерера. Став универсальным художником, мастер продолжил театральную традицию своей семьи.

www.museum.ru/N49193
Ваше мнение »»

»»Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:Ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.09.2019  x    ?  


Импрессионизм и испанское искусство

Выставка итальянского современного искусства в Геологическом музее им. В.И. Вернадского

Пушкинский музей открывает новое пространство для молодежи

Выставка Екатерины Муромцевой «То, что бывает с другими»

Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин

Выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Памяти большого художника. Владимир Старов

II Всероссийский конкурс «Корпоративный музей» пройдет в пространстве Завода Шпагина в Перми

Выставка произведений Шалвы Бедоева и Олега Басаева

639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

Поэтический вечер Марины О’Брайен

Выставка «Небо - призвание сильных» в Саратовском областном музее краеведения

Сергей Зарва. Склеп Князя Таврического

Бахрушинский музей представляет выставку "Ожившие плакаты" в Даниловской художественной галерее

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Третьяковская галерея открывет выставку «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в Самаре

В Москве на ВДНХ проходит крупнейший фестиваль дикой природы "Золотая Черепаха"

Выставка «Наградное и подарочное оружие» в Саратовском областном музее краеведения

Цикл концертов, посвященный 250-летию Л. ван Бетховена, в "Аптекарском огороде"

«Лирические этюды» Эдуардаса Межелайтиса

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

15-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Выставка «Будь мне женой по закону Моисея и Израиля» в Музее истории религии

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

Шпалеры XIX–XX веков в собрании Эрмитажа

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru