НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Петр Первый. Великий Реформатор

c 9 марта по 13 сентября 2013Санкт-Петербург
Портрет Петра I. 1717. Натье Ж.М. Холст, масло
Портрет Екатерины I. 1717. Натье Ж.М. Холст, масло
Положение Христа во гроб. Гарофало. 1520-е. Холст, масло
Прощание Давида с Иоанафаном. 1642. Рембрандт ван Рейн. Дерево, масло
Аптечка походная Петра I. Около 1613-1615. Мастера Тобиас Ленгхардт и Ганс Георг I Бреннер. Германия. Аугсбург
Венера Таврическая. II в. до н.э. - II в. н.э. Греция или Рим. Мрамор
Выставочный центр "Эрмитаж-Амстердам"

9 марта - 13 сентября 2013

665 экспонатов

2013 год объявлен Годом России в Голландии и Голландии в России. Среди множества самых разнообразных событий выделяется масштабная выставка "Петр Первый. Великий Реформатор", официально включенная в программу как выставка-открытие Года.

Экспозиция, в состав которой включены более 660 произведений изобразительного и прикладного искусства, предметов вооружения и военной амуниции, приборов и инструментов, памятников нумизматики, документов, книг и природных редкостей из собрания Государственного Эрмитажа, призвана показать многогранность личности первого российского императора, выдающегося государственного деятеля и военачальника, мореплавателя и коллекционера, любознательного и неутомимого труженика, владевшего различными ремеслами и проявившего талант во многих отраслях человеческой деятельности.

Некоторые экспонаты выставки принимали участие в прежних проектах Государственного Эрмитажа. Однако в 2013 году в Амстердаме впервые с такой полнотой показаны древние памятники из прославленной "Сибирской коллекции Петра I", оружие и военная амуниция времен Северной войны, научные приборы и инструменты, одежда из гардероба императора и мемориальные предметы. Особый интерес представляют произведения живописи и скульптуры, приобретенные в Европе художественными агентами русского царя, среди которых "Давид и Ионафан" Рембрандта и знаменитая античная статуя Венеры Таврической.

Выставка состоит из пяти разделов: "Истоки", "Победы и поражения", "Я ученик, и ищу себе учителей...", "Венценосный коллекционер", "Преображение России".

Важнейшим для понимания личности будущего реформатора является раздел, посвященный Московскому государству последней трети XVII века, когда в силу многих причин Петр Алексеевич оказался за пределами традиционной системы церемоний и условностей царского двора. Свобода времяпрепровождения с минимумом обязательных занятий и военные "потехи" уже тогда позволили проявиться присущим Петру неиссякаемой энергии, страстности и самозабвенной увлеченности игрой, незаметно переходящей в дело. Важным обстоятельством было общение Петра с обитателями Немецкой слободы в Москве, и преодоление невидимого, но прочного психологического барьера, разделявшего два чуждых друг другу мира - православной Руси и "богопротивной" Европы. Знакомство юного царя с Белым морем положило начало подлинному культу корабля и морской стихии. Азовские походы 1695-1696 годов были его первой военной школой; именно с них Петр впоследствии вел "отсчет" своему служению России.

Наконец, в становлении личности будущего преобразователя России сыграла едва ли не главную роль его длительная поездка за границу в составе Великого посольства в 1696-1697 годах. Петр ехал не как член делегации, а как сопровождающее лицо, среди других дворян и слуг. Это дало ему значительную свободу, позволило детально познакомиться со многими сторонами жизни Голландии, Англии и других стран. Петр впервые увидел военное и культурное могущество западноевропейской цивилизации, почувствовал ее дух, смысл и силу. Он "вывез" из заграничного путешествия не только новые знания и впечатления, необычные предметы и трудовые мозоли, но и идею сделать Россию такой же сильной, как и великие державы Запада. Именно тогда окончательно оформилась ориентация Петра на западноевропейскую модель жизни, и это автоматически означало отрицание жизни старого Московского государства, последовательное и ожесточенное неприятие того, что ассоциировалось с "врагами": царевной Софьей, стрельцами, боярством.

Почти все царствование Петра сопровождалось военными действиями. Неудача первого Азовского похода не только не сломила царя, но, напротив, заставила его с необыкновенной решительностью взяться за реформирование армии, создание артиллерии и строительство отечественного военного флота. Триумфальное окончание Великой Северной войны, продолжавшейся более 20 лет, обеспечило России ведущую военную роль в Европе. В этой войне родилась Российская императорская гвардия. Неувядаемой славой покрыли себя русские войска в сражении под Полтавой 27 июня 1709 года. Мундир по форме офицера Преображенского полка, в котором Петр I принимал участие в Полтавской баталии, будет впервые экспонирован в Амстердаме.

Петр Великий заложил основы собирательства произведений искусства в России и показал пример своим современникам. Достойна удивления широта интересов царя: в его коллекциях удивительным образом соседствовали картины голландских, фламандских, французских и итальянских мастеров, золотые изделия сибирских кочевников и "куриозы" природы. Совершенно исключительным может считаться интерес Петра I к скульптуре, неизвестной ранее в России из-за запрета православной церкви. Благодаря его целенаправленным действиям на берегах Невы появились первые античные статуи.

Реформы Петра Великого коснулись практически всех сторон жизни Российского государства. Монарх искренне желал Отечеству блага, но в своей грандиозной реформаторской деятельности он не щадил ни себя, ни Россию. Многие петровские нововведения, доказавшие свою жизнеспособность и правильность царского пути, стали памятником Великому реформатору. Но самым главным символом петровского времени и гимном первому российскому императору является основанный им Санкт-Петербург.

К выставке "Петр Первый. Великий Реформатор" подготовлен научный каталог на английском и голландском языках

www.museum.ru/N48965
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
сайт:hermitagemuseum.org/
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.01.2025  x    ?  


Презентация итогов реставрации картины Луки Джордано «Святой Себастьян» в Пушкинском музее

Выставка "Твоим героям, Ленинград!" в Памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда

Владимиру Высоцкому посвящается

Выставка "Классический мир Юга России" в музее-заповеднике "Архангельское"

Показ коллекции дагеротипов шведского художника Карла Петера Мазера из собрания Исторического музея

Выставка музея-заповедника С.А. Есенина в казанском Музее А.М. Горького и Ф.И. Шаляпина

Возвращение воина. Уникальная италийская фреска IV века до н.э.

Фотовыставка «Летний. Времена года» в Восточном павильоне Михайловского (Инженерного) замка

Презентация ботика Петра I «Святой Николай» в Музее Мирового океана

Выставка "Кругосветное путешествие" в Музее Мирового океана

Фестиваль "Пятницы в Пушкинском" 2025

Выставка живописи Руслана Ермолаева «Будка» в Музее Анны Ахматовой

Трансазиатский художественно-просветительский проект «Ожерелье экватора»

Магический сад. Выставка живописи Марии Дрезниной и мозаичной скульптуры Душаны Бравура

Военно-историческая миниатюра Алексея Бажанова

Цикл открытых научных семинаров в музее-заповеднике С.А. Есенина

Выставка «Ленинград. Торжество духа» в Республике Таджикистан

IX Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

XI Международный конкурс школьных сочинений по произведениям М.А. Шолохова

Выставка, посвященная блокадному Ленинграду, в Красногорском филиале Музея Победы

Античные светильники Воронежской коллекции

Плакаты военного Ленинграда на выставке в Музее А.В. Суворова

Сергей Чернов. Играя в авангард

Выставочный проект «Маршалы Победы: полководцы Великой Отечественной войны»

Рождение нового дня. Персональная выставка Ирины Степанченко: графика, береста, живопись

Выставка "Внимание! Говорит Ленинград! У микрофона поэтесса Ольга Берггольц"

Персональная выставка Петра Безрукова "50 + 1"

Фотоавангард 1920-1930-х. Александр Родченко и его современники

Выставка «Освенцим. Правда» в Музее Победы

Выставка «Игра в куклы» в Староладожском музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru