Выставка знакомит с одним из увлечений знаменитого художника, композитора, музыканта, теоретика искусства, представителя петербургского авангарда Михаила Матюшина – работой мастера в области фотографии. На ней представлены фотоснимки начала ХХ века из двух семейных альбомов, составленных Михаилом Матюшиным и его последней женой Ольгой Матюшиной (Громозовой), из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Большинство из альбомных фотографий никогда не публиковались и представляют исторический и художественный интерес. Дополняют экспозицию живописные и графические работы мастера.
С начала 1900-х годов, по существующим историческим свидетельствам, Михаил Матюшин начал увлекаться фотосъемкой. Сделанные им фотографии интересны удачно выбранной натурой, мастерством композиционного построения и умением передать настроение.
Большая часть фотографий, представленных на выставке, посвящена Елене Гуро (1877-1913) – второй жене мастера. Художник познакомился со своей будущей женой еще в годы обучения в студии Яна Ционглинского. Несмотря на недолгую совместную жизнь (они поженились в 1906 году, а спустя семь лет после тяжелой болезни Елена Гуро умерла), Елена Гуро оказала значительное влияние на художника, была его верной сподвижницей и музой.
Фотопортреты Елены Гуро были выполнены в разных местах: в Петербурге, в деревне Новоселье Псковской губернии, где располагалось имение родителей Елены Гуро «Починок», на даче в Мартышкино, в Сагамилье близ Большой Ижоры, в Карелии в местечке Уусикирко.
Одни из них – постановочные – запечатлели ее за работой, читающей книгу, гуляющей в лесу или у залива. Другие напоминают быстрые наброски, запечатлевшие скоротечные мгновения жизни. Например, фотопортрет Елены Гуро с любимым котом Ботом, который также часто становился главным персонажем снимков Михаила Матюшина.
Интересны интерьерные фотографии мастера, сделанные в квартирах на Лицейской (ныне Рентгена) и Песочной (ныне Профессора Попова) улицах, где проживали Елена Гуро и Михаил Матюшин.
Некоторые фотографии запечатлели самого Михаила Матюшина и его ближайшее окружение: Алексея Крученых, Казимира Малевича, Бориса Эндера, Павела Мансурова. Художник и его друзья изображены в забавных позах, живо и непосредственно. Эти фотоснимки – стали частью документальной хроники художественной жизни начала ХХ века.
Особое место в творчестве Михаила Матюшина-фотографа занимал пейзаж. Художник сделал десятки панорамных пейзажей, но еще чаще его воображение волновало одиноко стоящее дерево, поросшие мхом валуны или корневища вековых деревьев. Одним из любимых и часто повторяющихся сюжетов в работах мастера стал пейзаж, запечатленный через распахнутые створки окон или балюстрады балконов. Зафиксированные фотообъективом эти природные мотивы нередко вдохновляли Михаила Матюшина на создание живописных и графических произведений, о чем свидетельствуют работы, представленные в экспозиции.