Впервые в Твери в Большом зале Тверского городского музейно-выставочного центра с 18 января 2013 года будут экспонироваться работы народного художника РФ, Президента Российской Академии художеств Зураба Константиновича Церетели. Он давно и хорошо известен, как создатель сверкающих мозаик и эмалей, излучающих свет витражей, грандиозных композиций из литого и чеканного металла и в то же время выдающийся художник-живописец с запоминающимся и ярким стилем станковых произведений.
Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси. В 1952 году поступил в Тбилисскую академию художеств. Значительную роль в его становление как художника сыграли профессора И.А.Шарлемань и В.И.Шухаев - мастера классического рисунка. Первым местом работы З.Церетели стал Институт истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии. Это дало ему возможность изучить народное искусство и существенно помогло художнику в его становлении как монументалиста. В середине семидесятых годов Зураб Церетели находит новые формы мозаичного искусства. Он вырабатывает технику мозаичного рельефа, которую использует в оформлении здания автовокзала и парка Победы в Тбилиси, а в монументальных произведениях для черноморского курорта в Адлере обращается к объемной мозаике, делая в этой технике трехмерные скульптурные композиции, принесшие ему известность как в России, так и за рубежом, вызвав восхищение у известнейшего мастера мозаики XX века мексиканца Альфаро Сикейроса.
Во второй половине семидесятых и в восьмидесятых годах художник уделяет особое внимание работе в металле. Он разрабатывает творческие приемы, позволившие активно использовать крупные металлические горельефы в архитектуре и на градостроительном уровне. Одним из выдающихся достижений мастера конца семидесятых - начала восьмидесятых годов стало возрождение техники древней перегородчатой эмали. Возможности старинных эмалей, с их четкими, выразительными контурами и переливчатым блеском Зураб Церетели использовал в современном монументальном искусстве. Были найдены способы придания нового масштаба композициям из эмали, они впервые в истории искусства стали средствами обогащения художественных образов архитектурной среды. Одновременно Зураб Церетели продолжал создание витражей, также широко экспериментируя в этой области. Он стал применять массивное колотое стекло - в витражах Дворца Профсоюзов в Тбилиси и в здании посольства Грузии в Москве, матовые полупрозрачные стеклянные поверхности, сверкающие, праздничные искрящиеся крупные стеклянные блоки - в здании посольства СССР в Тбилиси и в музее Великой Отечественной войны в Москве. В конце восьмидесятых и в девяностых годах художник продолжает активно работать в области монументального искусства, причем его произведения появляются на улицах и площадях многих городов мира. В Нью-Йорке у здания Организации Объединенных Наций он создает скульптуру, символизирующую победу добра над злом. В лондонском Сити встает его скульптурная композиция «Человек проходит сквозь стену», в Испании в Севилье к 500-летию открытия Америки устанавливается грандиозный монумент в честь Христофора Колумба. Важная особенность Зураба Церетели состоит в его беспримерной творческой активности и созидательном темпераменте. Поражает многообразие, полифонизм творчества художника. Трудно придумать жанр и технику ещё им не испробованную. Мозаика, чеканка, скульптура из листовой меди, бронзы, мрамора, витражи из простого, колотого или оптического стекла, перегородчатые эмали, работы в области дизайна и многое другое. Он любит осваивать новую технику, постигать выразительные возможности новых материалов, использовать в сочетании с традиционными новые приемы, возрождать утраченные, искать новое на стыке видов и жанров пластических искусств.
Во всем своем разнообразии и неординарности творчество Зураба Константиновича Церетели будет представлено в Большом зале Тверского городского музейно-выставочного центра с 18 января по 17 февраля 2013 года.