НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Проект «Золотая карта России». Петр Нилус. В поисках неуловимого

c 6 декабря 2012 по 10 марта 2013Москва
Государственная Третьяковская галерея
Министерство культуры Российской Федерации

Государственная Третьяковская галерея

Департамент экономического развития Воронежской области

Департамент культуры и архивного дела Воронежской области Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского

37-я выставка проекта «Золотая карта России»

Петр Нилус. В поисках неуловимого

Живопись и графика из собрания Воронежского областного художественного музея им. И.Н.Крамского

Пресс-конференция 6 декабря в 14.00

Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12

Выставка открыта с 7 декабря 2012 по 10 марта 2013

Петр Александрович Нилус (1869–1943) – художник, литератор, общественный деятель, один из видных представителей Товарищества южнорусских художников и Товарищества передвижных художественных выставок. П.А.Нилус разделил драматическую судьбу многих отечественных художников, которые после эмиграции в начале 1920-х годов продолжали плодотворно работать и выставляться в Европе, но оказались практически забытыми на Родине.

Для показа в Третьяковской галерее из обширных фондов Воронежского областного художественного музея им. И.Н.Крамского, хранящего древнеегипетские, античные памятники и произведения русского искусства XVIII–ХХ века, не случайно отобраны живописные и графические работы П.А.Нилуса. Для музея его творчество имеет особое значение. В эмиграции художника связывали долгие дружеские отношения с уроженцем Воронежа писателем И.А.Буниным, называвшим П.А.Нилуса «поэтом живописи» (И.А.Бунин посвятил художнику одно из своих самых проникновенных стихотворений – «Одиночество»). В 1995 году значительная часть творческого наследия художника парижского периода – более 70 произведений живописи, графики, а также личные вещи, фотографии, письма, выставочные каталоги – по решению падчерицы живописца, В.Л.Голубовской, была вывезена из Франции и в память о дружеских связях П.А.Нилуса и И.А.Бунина передана на родину писателя в Воронежский художественный музей.

П.А.Нилус по отцовской линии родом из шведов, его дед был генералом – участником войны 1812 года. Родился П.А.Нилус в Подольской губернии, с семи лет жил в Одессе, учился у известного художника и педагога К.К.Костанди в одном из престижных художественных учебных заведений России того времени – Рисовальной школе Одесского общества изящных искусств. В 1889 году П.А.Нилус поступил в Императорскую академию художеств, где в течение года занимался у И.Е.Репина. Мэтр увидел в молодом художнике вполне сформировавшуюся творческую индивидуальность и посоветовал оставить учебу, уехать домой, «нанять мастерскую и работать».

Вернувшись в Одессу, П.А.Нилус стал одной из центральных фигур местного художественного сообщества, с 1890 года он регулярно участвовал в выставках Товарищества южнорусских художников – независимого творческого объединения одесских художников. В то же время живописец не терял связи с выставочной жизнью столицы: с 1891 года он был экспонентом, а с 1899-го – членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1890-е годы он писал главным образом жанровые картины на общественно-значимые темы. Об этом времени П.А.Нилус вспоминал: «Был правоверным передвижником целых 13 лет. Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму». В первом десятилетии ХХ века, после зарубежных поездок и знакомства с новым современным искусством, художник отошел от бытового жанра и социальной проблематики, отдавая предпочтение пейзажу и импрессионистической живописной манере. Следующий период в творчестве П.А.Нилуса – «символико-романтический» или «ретроспективный»: художник писал галантных кавалеров и дам, прогуливающихся в парках или встречающих рассвет. Такие композиции сам П.А.Нилус называл «кринолинами».

Революцию 1917 года П.А.Нилус принял благосклонно, но вскоре это отношение изменилось. С приходом отрядов Добровольческой армии А.И.Деникина художник выступил в их поддержку серией антибольшевистских плакатов. Осознав, что возвращение в Одессу красных будет грозить ему смертным приговором, в декабре 1919 года П.А.Нилус покинул Россию. Три года живописец провел в разъездах по Европе, организовал персональные выставки в Софии, Вене, Загребе, Бухаресте и Белграде. В конце 1923-го он перебрался в Париж, где поселился в одном доме с И.А.Буниным. Для художника была важна завязавшаяся еще в Одессе дружба с писателем. Без духовной, а подчас и материальной поддержки И.А.Бунина, переносить тяготы эмиграции и разочарование от того, «что исчез в Париже тот прелестный мир, который называется искусством», было бы особенно невыносимо.

До конца 1920-х годов П.А.Нилус сохранял верность «живописи кринолинов», которая пришлась по душе и французской публике. В 1930-е годы художник отошел от символико-романтических сюжетов. Основными в его творчестве стали виды городов, пейзажи французской провинции, натюрморты, которые он создавал своеобразными сериями, стремясь передать фактуру предметов, богатство цветовых нюансов. Особую известность получила так называемая «белая серия», а среди живописцев выражение «белое Нилуса» стало нарицательным.

Первые персональные выставки П.А.Нилуса в Париже состоялись в 1924 году в престижных галереях Ж.Пти и Ж.Шарпантье. Работы художника привлекли внимание знаменитого коллекционера и книгоиздателя А.Воллара. Большой успех имела выставка П.А.Нилуса в галерее Zak (1934), ставшая его последней прижизненной персональной выставкой. Несмотря на определенное признание и востребованность, чувство утраты Родины, своих корней не покидало художника вплоть до его кончины в 1943 году в оккупированном Париже.

П.А.Нилус оставил обширное живописное и эпистолярное наследие. Помимо российских собраний, произведения художника хранятся в Лувре и других музеях Франции, в Национальной художественной галерее в Софии, в коллекции Джорджтаунского университета в Вашингтоне. С 1995 года Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского провел семь персональных выставок художника, рассматривая популяризацию творчества П.А.Нилуса как важную задачу.

На выставке в Третьяковской галерее представлено около 50 картин и рисунков парижского периода: пейзажи, «марины», натюрморты, 2 автопортрета. В серии «Дам в кринолинах» П.А.Нилус предстает перед зрителем как художник полунамеков, поэтизирующий ночные гулянья, сумерки, «когда мир тревожен и загадочен, а человек раскрепощен и прекрасен».

Для Третьяковской галереи выставка П.А.Нилуса продолжает череду экспозиций, открывающих московской публике и специалистам забытых художников «русского зарубежья».

www.museum.ru/N47551
Ваше мнение »»

»»Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:Ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 15.09.2019  x    ?  


"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова

Уставшая пластика. Инсталляция в музее Льва Гумилева

Валерий Вальран. Слушая музыку. Живопись

«Переговорные станции» и другие экскурсии по Красноярской биеннале

«Мертвые души» Михаила Булгакова

Презентация книги Ланы Борисовой «Луис Ортега. Портрет Ахматовой» в Доме Гоголя

В Красноярске покажут работы 35 лучших современных фотографов Тайваня

Словарь писателей Михаила Булгакова: Георгий Гайдовский

Зураб Церетели. Магический реализм. Объемная эмаль, графика, скульптура.

Выставка «Там, там под сению кулис младые дни мои неслись…» в Старой Ладоге

Вячеслав Сухов. Вдохновение

Алексей Боровиков. Весна пополам. Керамика

«Театр ничуть не безделица»

Грозный смех" к 100-летию "Окон РОСТА"

«Факультет искусств» в Красноярском художественном музее им. В.И. Сурикова

Михаил Шульпин. Дыхание города

Выставка «Великие Маковские» в Самарском художественном музее

Тина Модотти. Искусство. Любовь. Революция

Выставка «Династия. Мирошкина. Кобытев. Полынская» в Красноярском музее им. В.И. Сурикова

«Берега». Выставка акварелей Анатолия Боймурадова в Старой Ладоге

Варвара Родченко. Мимошедшее время

Осенний праздник фонтанов #Императрица2019

Выставка итальянского искусства «Италия. XX век» в Новосибирске

Выставка современного искусства "Уличная волна"

Александра Вертинская. Парадиз

Выставка «Великая китайская каллиграфия и живопись» в выставочном центре «Сокольники»

5-я Казанская международная биеннале печатной графики «Всадник»

Международный фестиваль камерной музыки «Т Фестиваль» в Новой Третьяковке


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru