14 октября 2012 г. в Музее истории города Ярославля в рамках ежегодного видеолектория «Путешествие в страну Культуры» (совместный проект Музея и Ярославского Рериховского общества) прошла программа «Строитель Земли Русской». Через 2 года мир будет отмечать 700-летие со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского. У русских людей есть повод объединиться и достойно встретить эту важную дату.
Масштаб деяний этого великого человека трудно представить. Основатель Троице-Сергиевой Лавры, ставшей духовным и культурным центром Московских земель. Учитель многих прославившихся русских святых, основавших впоследствии на Руси свыше 150 монастырей, которые стали источниками просвещения для многих людей. Наставник русских князей, направлявший их политику на единение Руси. Неутомимый труженик, яркий пример духовного подвижничества.
Выдающийся русский философ Павел Флоренский писал: «Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдём ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука – все эти линии русской культуры сходятся к Преподобному».
Ведущая встречи в музее, педагог Центра анимационного творчества «Перспектива», член Международной Ассоциации писателей и публицистов И.М. Себелева представила зрителям видеопрограмму «Образ Преподобного Сергия в русском искусстве». Она началась с обращения к древнерусскому искусству, которое с большой вероятностью доносит до нас исторически достоверный образ великого подвижника, и закончилась знакомством с творчеством современных художников, вдохновленных деяниями Преподобного.
Два самых известных и значимых в русской живописи цикла картин, посвященных Сергию Радонежскому, создали художники Михаил Васильевич Нестеров и Николай Константинович Рерих.
Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой М.Нестерову с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала. Его картины «Видение отроку Варфоломею», «Юность Преподобного Сергия», «Труды Преподобного Сергия» – это одновременно и надежда, и вера в свой народ, и прямое к нему обращение, которое, как надеялся художник, могло быть воспринято и религиозным сознанием народа, и атеистическим сознанием интеллигенции, единых в оценке деяний великого старца.
«Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но Имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа…», – так писал Рерих. Предчувствуя угрозу второй мировой войны, художник создает картину «Святой Сергий Радонежский». Преподобный стоит на Земле, возвышаясь до Небес, как бы защищая Русь от беды. В руках он держит храм и благословляет воинов, идущих на Куликовскую битву. Подпись внизу картины гласит: «Дано Святому Преподобному Сергию трижды спасти Землю Русскую, первый раз при князе Дмитрии, второй раз при Минине, третий …» – далее следует многоточие. Эта подпись, сделанная художником в преддверии Великой Отечественной войны, говорит о том, что Рерих не только предвидел грозные испытания, ожидавшие русский народ, но и знал о духовной роли Святого Сергия в победе. Это пророчество сбылось в нужный срок, но оно было дано и на всё будущее нашей страны. Ведь главный подвиг Сергия заключается не в спасении от внешних врагов, а в поднятии духа народа, который одолеет все. Рерих еще не раз будет обращаться к образу великого Святого в картинах «Сергий-строитель», «Сотрудники», «Мост славы», «Учитель Учителей», серии «Санкта» и других. Он видел в Сергии великого духовного Учителя, и потому образы подвижника, воплощенные в его картинах, несут такой сильный духовный заряд.
Показательно, что личность Сергия Радонежского и его деяния интересуют и многих современных художников. Картины Ильи Глазунова, Сергея Ефошкина, Александра Простева, Сергея Чикунькова и других, увиденные зрителями на экране, иллюстрировали различные моменты жизни Преподобного, и каждый автор выделял в великом облике что-то свое, нашедшее отклик в его душе. Общим было одно – глубокое почитание этой великой исторической личности, кого память народная нарекла Хранителем Земли Русской.
Особый интерес у художников, в том числе и у современных, всегда вызывало событие, связанное с именем Сергия Радонежского, которое стало переломным в истории России – Куликовская битва. Многие историки считают, что год 1380 следует считать годом рождения той духовной общности, какую мы теперь называем русским народом. После победы в Куликовской битве домой возвращались не брянские, не суздальские, не серпуховские люди. Возвращался с Куликова поля Великий Русский Народ.
Участникам видеолектория были показаны на экране картины русских художников, отразивших Куликовскую битву в своем творчестве. Показ сопровождался чтением фрагментов из летописей, исторических трудов Н.Н.Карамзина и Л.Н.Гумилева, описывающих это великое событие.
Удивительно проявился в день Куликовской битвы провидческий дар Сергия Радонежского. Сергий «телом стоял на молитве в храме Святой Троицы, а духом был на поле Куликовом». Его ученик Епифаний свидетельствовал о даре Преподобного видеть внутренним взором то, что происходило за сотни верст. Время от времени игумен прерывал молебен, чтобы поведать братии о ходе битвы, называл имена погибших и читал по ним молитвы. И, наконец, с радостью возвестил об окончательной победе. Гонец с Куликова поля только через 4 дня примчался в Москву с доброй вестью, а в Свято-троицкой обители уже праздновали победу во славу русского воинства.
Для тех времен победа на Куликовом поле значила не меньше, чем 9 мая значит для нас сейчас. Она стала началом возрождения Руси, оказала сильное влияние на ход всей последующей ее истории, и самое главное – повлияла на характер русского народа. После долгого страха и унижения татарского ига, русские люди поверили в свою силу, в возможность победы над любым врагом.
Благодарные потомки нарекли Сергия Радонежского «воспитателем русского народного духа». Хотя великий старец не оставил будущим поколениям русских людей писаний и поучений, но таким поучением стала вся его жизнь. Преподобный Сергий именно своей святой жизнью дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло, помог ему заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть в нем тлевшие искры того же огня, которым горел сам он. И он по праву считался всенародным учителем.
Видеопрограмма закончилась показом ряда икон замечательного художника-иконописца Юрия Кузнецова, написанных в технике бисерного письма. Этот удивительный человек недавно ушел из жизни, оставив людям свое светлое творчество. Сергию Радонежскому он посвятил не одну, не две, а более десяти икон, как обращенный к людям призыв следовать Сергиевым заветам.
Во второй части программы зрителям были предложены для просмотра документальный фильм «Преподобный Сергий – игумен Земли Русской»» и анимационный фильм «Пересвет и Ослябя».
По словам историка В.Ключевского, «при имени преподобного Сергия русский народ вспоминает свое нравственное возрождение, проверяет себя, пересматривает свой нравственный запас». Не это ли так нужно нам сегодня?