Музей Мирового океана провел культурно-этнографическую экспедицию на борту парусного судна, построенного по чертежам ХIV века. В ходе экспедиции экипаж музея принял участие в Дне традиционных исторических судов "Дангеская флотилия". Цель проекта - сохранение морских традиций, популяризация культурно-этнографического наследия Балтийского региона.
- «Какие же вы молодцы!» - заместитель министра культуры Литвы Дейвидас Стапонкус, поднимаясь на борт первого российского куренаса, не скрывал эмоций. – То, что в 2012 году экипаж Музея Мирового океана из Калининграда пришел на традиционную Дангескую регату исторических судов в Клайпеду на собственном парусном судне, да еще на куренасе, - поистине историческое событие. Ваш приход - настоящий пример народной дипломатии, не ведающей границ…
Куренас – это такое старинное рыбацкое парусное судно. Еще в середине прошлого века на нем выходили на промысел целые семьи из прибрежных поселений Куршского залива. На смену деревянным парусникам пришли стальные корабли. И куренас мог совсем исчезнуть из нашей жизни. Но в 2000-м году Морской музей Литвы под руководством Ольги Жалиене начал реализацию программы изучения и пропаганды этнокультурного наследия региона Куршского залива, осью которой стали экспедиции на куренасе по Куршскому заливу. В 2010-м году идею коллег из Литвы поддержала генеральный директор Музея Мирового океана из Калининграда Светлана Сивкова:
- Мы задались вопросом: а почему бы и нам не построить свой куренас? Ведь у нас общая история – один залив, одна уникальная коса… И у проекта «Возвращение куренаса» должно быть свое продолжение. Только российское. Так родилась идея построить свой парусник. И, что немаловажно, своими руками.
Построить точную копию судна рыбаков Куршского залива оказалось задачей не из простых. Сотрудники музея имели весьма приблизительные представления о том, как строить старинные парусники. Ведь по образованию руководитель проекта Александр Петросов - физик-ядерщик.
- Но меня всегда влекло море. Отец - моряк, я сам всю жизнь активно занимался яхтингом. Поэтому и согласился принять активное участие в проекте, - говорит Александ Юрьевич. - Мы руководствовались фотографиями клайпедского куренаса, советами коллег из Литвы, их опытом.
Построили… И спустя три месяца 3 августа 2012 года по приглашению литовской стороны российская лодка приняла участие в Дангеской регате, ежегодном фестивале исторических судов, проводимом в Клайпеде.
Директор департамента просвещения и культуры самоуправления Клайпеды Ниёле Лаужикене с любопытством и нескрываемым восхищением осмотрела российское судно:
- Ну наконец-то! Остается только надеяться, что граница, так легко открывшаяся со стороны Литвы для куренаса Музея Мирового океана из Калининграда, будет столь же проста в пересечении и для наших исторических судов в российских пунктах пропуска…
Аурелиюс Армонавичус как раз тот, кого вопросы беспрепятственного пересечения пограничных рубежей волнуют больше всего. Он – владелец небольшой туристической фирмы и …своего собственного куренаса.
У старой рыбацкой лодки – большой туристической потенциал, считает Аурелиюс. Ежегодно пройтись на её борту вдоль побережья Куршской косы изъявляют желание тысячи туристов. В считанные дни оживают в сезон бывшие рыбацкие деревни, а ныне курортные жемчужины – Юодкранте, Пярвалка, Прейла, Нида и Неринга…
По мнению литовских туроператоров, совершить путешествие под парусом до российского поселка Рыбачий тоже нашлось бы немало желающих. Поэтому посмотреть на российское музейное судно в эти жаркие августовские дни пришли по меньшей мере пятьсот тысяч человек. Именно столько зрителей ежегодно собирает на набережной Пилес в Клайпеде Дангеская регата.