Прошло уже двенадцать лет с того дня как в 2000 году в Саратове открылся филиал Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева - "Музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова". Он размещается в мемориальном флигеле, где прожил большую часть своей недолгой жизни замечательный русский художник рубежа ХIХ-ХХ веков Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов.
Все эти годы, занимаясь изучением его творчества, мы вольно или невольно знакомились с кругом людей связанных с мастером. Особенно заинтересовали и увлекли судьбы двух женщин: Елены Владимировны Александровой, супруги В. Борисова-Мусатова, и их дочери Марианны Викторовны Борисовой-Мусатовой.
Имя Елены Владимировны Александровой, к сожалению, мало известно широкому кругу любителей искусства ввиду того, что до нас дошла лишь небольшая часть её работ.
Родилась она 7 января 1874 года (26 декабря 1873) в Москве в семье дворянина, юриста, присяжного поверенного Владимира Александровича Александрова-Сковороды. Род отца шел с Украины, и одним из его предков был знаменитый философ и поэт Григорий Сковорода. Поэтому в некоторых библиографических справочниках Елена Владимировна значится как Александрова-Сковорода. Матушка Любовь Федоровна после развода поселилась в Крыму, куда часто приезжала Елена Владимировна.
В 1889 году совсем юной она поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Через год в 1890 году в МУЖВЗ поступает Виктор Мусатов, но вскоре он отправляется на учебу в Петербург. Известно, что дружеские отношения между Мусатовым и Александровой начались как раз в годы учебы в Московском училище. Но скорее всего это произошло уже после 1893 года, когда Мусатов снова вернулся в Москву. О творческих планах и большой увлеченности искусством свидетельствует письмо В. Мусатова к матери, в котором он выслал и фотографию курса, датированную весной 1894 года.
Как известно, в конце ХIХ века российская система художественного образования находилась в глубоком кризисе. Старые художественные каноны и методы обучения уже не соответствовали духу времени и творческим запросам ищущей молодежи. Часть русских художников попадает под влияние импрессионизма, другие стремятся уйти от непосредственного отображения окружающего, пытаются выразить языком символов личные переживания, ощущения души, стремящейся проникнуть за грань видимых явлений.
В стенах Московского училища живописи, ваяния и зодчества образуется кружок новаторов и единомышленников, где велись беседы и жаркие споры, участниками которых были Виктор Борисов-Мусатов и Сашко, так ласково друзья называли Елену Владимировну. Известно, что по окончании училища Мусатов планировал продолжить обучение во Франции и предложил Елене Владимировне поехать в Париж вместе, на что получил согласие. Однако между молодыми людьми произошла размолвка, и в Париж художник уехал учиться один. Позже Елена Владимировна уезжает в Мюнхен в школу Антона Ашбэ, где учится с 1898 по 1902 год.
Стоит отметить, что все эти годы Мусатов и Александрова состояли в переписке, некоторые из этих писем сохранились и находятся в архиве ГРМ.
После возвращения Александровой из Европы их пути пересекаются вновь и больше они уже не расстаются. Летом 1902 года Елена Владимировна получила приглашение Борисова-Мусатова посетить усадьбу Зубриловка.
Владимир Константинович Станюкович, живой свидетель семейной жизни художника, в своей монографии о В.Э. Борисове-Мусатове писал: "Женитьба Мусатова совпадает с периодом окончания "Водоема" и работой над "Призраками". Она мало изменила его жизнь по внешности, тем более что и жена принадлежала к миру художников, но разрешение вопроса "гармонии любви" отразилось на всем последующем творчестве художника, дала ему силу, уверенность, уравновесило его порывы и сообщило всем дальнейшим работам значительность, зрелость и внутреннее спокойствие".
Весной 1903 года они поженились. Елена Владимировна была для Мусатова не только женой, она была другом, соратником, музой. По воспоминаниям сестры В.Э. Борисова-Мусатова, Елены Мусатовой, Елена Александрова "очень хорошо понимала и чувствовала стремление его к творчеству, и всегда старалась внимательно поддерживать в моменты его меняющихся душевных настроений".
Изображение жены мы видим на многих работах художника. Среди них акварельный портрет, на котором живописец трепетно, с большой любовью изобразил свою супругу ("Портрет Е.В.Александровой". 1902 год. Бумага, акварель, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Черты Елены Александровой угадываются в женских образах произведений "Минувшее. Барышня и дама" (1903, Симферопольский художественный музей), "В моем саду" (1904, Государственная картинная галерея Армении), "Реквием" (1905, Государственная Третьяковская галерея). И, конечно же, ее фигура узнаваема в "Водоеме" (1902, Государственная Третьяковская галерея) – первом монументально-декоративном произведении В.Э. Борисова-Мусатова, которое войдет в историю живописи как одно из величайших его творений.
Елена не только вдохновляла Борисова-Мусатова на создание работ, но и помогала давать им названия. Такие произведения, как "Изумрудное ожерелье", "Призраки", "Парк погружается в тень", "Сон божества", озаглавлены ею.
В начале 1905 года у них родилась дочь Марианна. Но 1905 год оказался роковым и в судьбе России, и в жизни художника. Так, в октябре во время крестьянского восстания сожжена усадьба Зубриловка. Через несколько дней, 26 октября по старому стилю, не стало Борисова-Мусатова.
После смерти мужа Елена Владимировна при поддержке Владимира Станюковича, Михаила Букиника, Павла Кузнецова, Петра Уткина и Николая Ульянова организовала посмертную выставку, на которой Третьяковская галерея приобрела картины "Призраки", "Изумрудное ожерелье", этюд "Осенняя песнь", "Ветер" и несколько этюдов к "Реквиему".
Сам "Реквием" Елена Владимировна отказалась продать. Лишь через несколько лет, когда работа едва не погибла во время шторма на Черном море, она передала "Реквием" в дар Третьяковской галерее. Наконец, любимый всеми "Осенний мотив" поступил в собрание Радищевского музея в 1910 году именно от Елены Александровой.
Елена Владимировна вела активную выставочную деятельность вплоть до 1917 года. Она была членом и экспонентом объединений: МТХ – 1903-1906, 1912; Общества им. Леонардо да Винчи – 1906; Нового общества художников – 1907-1908, 1912; выставки "Алая роза" в Саратове – 1904; Художественно-промышленной выставки.
"Елена Владимировна… любила живопись, предпочитала пейзажи, заглохшие места в лесу, или где-нибудь у реки, иногда писала портреты", вспоминала Елена Мусатова. Известно, что в 1917 году от Елены Александровой поступили на хранение, а затем были включены в коллекцию
Судьба творческого наследия художницы оказалась трагичной.
К сожалению, почти все работы Елены Александровой погибли в годы гражданской войны в Крыму, где провела она остаток своей жизни и умерла в феврале 1921 года.
На сегодняшний день сохранились единичные работы, по которым мы можем судить о её творчестве. Работы Е. Александровой хранятся в Государственном Русском Музее (Санкт-Петербург), Музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля (Омск), и предположительно в Саратовском художественном музее имени А.Н. Радищева.
И все же исследовательский интерес к художественному наследию Е. Александровой позволяет приоткрыть некоторые страницы в ее творчестве и судьбе. Так, искусствоведу из Омска Антонине Николаевне Гонтаренко удалось установить место создания произведения Е. Александровой "Портрет сестер Сукачёвых" и имена девочек, изображенных на картине. В подтверждение этого факта сохранилась переписка Гонтаренко и Е.Э. Мусатовой, гостившей в 1910 году, в момент написания портрета, на хуторе Яблочкино Екатеринославской губернии у Сукачевых. Следует заметить, что с Екатеринославской губернией будет связано немало эпизодов в жизни и Е.В. Александровой, и Марианны Викторовны Борисовой-Мусатовой.
О дочери Мусатова, бывшей, по словам современного биографа художника "человеком большой скромности и застенчивой доброты", известно также очень немного.
В декабре 1904 года (по старому стилю) Виктор Борисов-Мусатов писал В.Д. Поленову из Москвы в Борок, усадьбу Поленовых на Оке: "А заехать к Вам …не мог по двум и очень важным причинам. Первая – это то, что у меня на этих днях родилась дочь, с чем можете меня от души поздравить…". Благодаря этому письму в литературе о художнике сложилось мнение, что М.В. Борисова-Мусатова родилась в Москве.
Марианна Борисова-Мусатова с подругой.(справа)
Центральный Государственный архив кинофото документов.
Санкт-Петербург
фото взято с www.photoarhive.spb.ru
Однако в справочнике Членов Союза художников СССР за 1972 год указано, что
Марианна Викторовна Борисова-Мусатова появилась на свет 1 января 1905 года (по новому стилю) в д. Покровка Екатеринославской губернии, где в то время жили родственники Надежды Юрьевны Станюкович. Дочку назвали в честь известной художницы Мариамны Владимировны Веревкиной, дружной с семьёй Мусатовых. Весной 1905 года Виктор Эльпидифорович с женой, и маленькой дочкой поселяются в Тарусе, сняв городскую дачу в "Песочном", где долгое время жила семья Цветаевых.
С супружеской четой Станюковичей Виктор Борисов-Мусатов познакомился еще в Саратове в 1901 году, и все эти годы вплоть до самой кончины художника их будет связывать крепкая дружба. Надежда Юрьевна станет героиней таких картин как "Дама у гобелена" 1903 (ГТГ), "Портрет Н.Ю. Станюкович" 1903 (ГТГ), "Реквием" 1905 (ГТГ). Владимир Константинович Станюкович – автор первой монографии о жизни и творчестве В. Борисова-Мусатова.
Марианне было 10 месяцев, когда отца не стало. Девочку воспитывала мать. В послереволюционные годы судьба забросила их в Крым, к родственникам. Похоронив мать в 1921 году, юная Марианна отправилась в Петроград к В.К. Станюковичу, который помог ей начать самостоятельную жизнь. Впереди её ожидал долгий и очень нелёгкий жизненный путь. Ей предстояло пойти по стопам родителей, стать художницей, книжным графиком. В 1924-1928 годах она получила образование в Ленинградском художественно-промышленном училище. Её учителями были В.Н. Левитский и В.С. Сварог. После окончания училища она сотрудничала с издательствами Ленинграда и Москвы. Марианна Борисова-Мусатова вышла замуж за Сергея Николаевича Тройницкого, историка искусства, музейного деятеля, доктора искусствоведения, первого выборного директора Эрмитажа (1918-1927). В 1935 году Марианна мужественно разделила участь своего мужа, ставшего в эпоху 1930-х "социально опасным элементом", проведя с ним три года в ссылке в Уфе. После ссылки вернулась в Москву. В 1989 году С.Н. Тройницкий был реабилитирован.
Известно, что С.Н. Тройницкий в марте 1930 года был в Саратове (см. Саратовский Радищевский музей. Факты. События. Люди (1885-2010). Саратов, 2010). Его приезд был связан с отбором и оценкой произведений из музейной коллекции для дальнейшей передачи их Госторгу СССР и реализации антикварных вещей "Антиквариату". Лишь только "Замок Пьерфон" Камиля Коро вернулся в Саратов из Эрмитажа, из того количества произведений которые не были проданы как "нерентабельные для реализации" на аукционах, проводимых в 1931–32 годах в Лейпциге и Вене.
Факты жизни и творчества М.В. Борисовой-Мусатовой собирались буквально по крупицам. Это и каталоги выставок, и справочные материалы, и даже такая незначительная заметка в журнале "Коневодство и конный спорт» за 1961 год, в которой говорится о спортивном празднике общества "Урожай": "Подлинными энтузиастами конного спорта стали: журналисты, врачи, художники А. Николаев, М. Борисова-Мусатова…". Накопленная информация дает представление о М.В. Борисовой-Мусатовой как о человеке неравнодушном, талантливом и разностороннем.
В числе наиболее известных книг, оформленных и иллюстрированных Марианной Викторовной, были: "Диккенс" Г. Честертона (1929), "Дневник капитана Скотта" (1934), "История ацтеков" Д. Вайяна (1949), "Ёлка в Сокольниках" А.Т. Кононова (1952), "Русское народное искусство" М. Ильина (1959), а также произведения В.А. Порудоминского (совместно с М. Булатовым) "Собирал человек слова… Повесть о В.И. Дале" (1969), "А рассказать тебе сказку? Повесть о жизни и трудах сказочника Афанасьева", 1970) и другие.
Большим событием в творческой биографии Марианны Борисовой-Мусатовой стало участие в качестве художника-оформителя в легендарном литературно-художественном альманахе "Тарусские страницы", выпущенном по инициативе творческой интеллигенции в 1961 году Калужским книжным издательством. Составителями сборника были Константин Паустовский и Николай Оттен, авторами молодые прозаики и поэты, в их числе - Владимир Максимов, Булат Окуджава, Наум Коржавин. Наряду с произведениями начинающих авторов в сборник были включены стихи Марины Цветаевой и Николая Заболоцкого, а также статья М. Тихомировой "Новые материалы о жизни и творчестве В.Э. Борисова-Мусатова" – первая серьёзная исследовательская публикация о художнике после долгих лет забвения.
"Тарусские страницы" вышли тиражом 75 тысяч экземпляров, но по указанию сверху часть тиража была уничтожена, оставшиеся 30 тысяч разрешили продавать с лотков. Ни один экземпляр не поступил ни в магазины, ни в библиотеки. Сборник был объявлен социально опасным, и на уровне ЦК КПСС было принято специальное постановление "Об ошибке Калужского книжного издательства".
За выпуск этого сборника секретарь Калужского обкома КПСС Сургаков А.К. и директор издательства Сладков А.Ф. получили строгий выговор, а главного редактора Левиту Р.Я. освободили от работы.
"Забвение принципов партийности в литературе, безыдейность, эстетски объективистский взгляд на жизнь, натуралистическое копирование отрицательных явлений действительности могут заслужить лишь справедливое осуждение со стороны нашей общественности" (из статьи Н. Кучеровского и Н. Карпова газета "Знамя" за 23 декабря 1961 года), – так писали в прессе того времени о "Тарусских страницах", и сейчас уже трудно поверить в то, что литературный альманах мог вызвать такую бурю возмущения со стороны властей.
Книги, оформленные Марианной Борисовой-Мустовой, отличает простота и лаконичность, будь то тема "Осенней песни" Борисова-Мусатова с ниспадающими струящимися ветвями берёз или сказочные буквицы, иллюстрации, заставки, титулы и суперобложки всё это выполнено в стиле классической графики. Последние годы жизни М.В. Борисова-Мусатова провела в Москве. При создании биографической книги об отце в серии "ЖЗЛ" оказала большую помощь писателю Константину Владимировичу Шилову. Второе издание книги посвящено её памяти. Скончалась Марианна Викторовна Борисова-Мусатова в 1991 году.
К большому сожалению, её ничто не связывало с Саратовом. И каких-либо воспоминаний об отце или о матери у нас нет. Весь материал был собран буквально по крупицам. Но мы считаем, что и Марианна Викторовна и Елена Владимировна заслуживают, чтобы их имена не были преданы забвению.
Елена Платонова, научный сотрудник музея-усадьбы Борисова-Мусатова