В восьмом зале постоянной экспозиции впервые столь полно представлены учебные и дипломные работы, выполненные в 1920-1930-х гг. студентами Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских – ВХУТЕМАСа -ВХУТЕИНа. Значительную часть нового зала составляют полотна неизвестных художников на производственную тему. Полнее других показана мастерская К.С. Петрова-Водкина, у которого учились Е.К. Эвенбах, Н.П. Секирин, Е.С. Аладжалова, Е.В. Благовещенская. Представлены и ученики А.Е. Карева. Особенно интересна возможность сопоставить дипломные картины 1926 года на тему «Прачка», написанные С.Г. Василевской-Печеневой и А.П. Почтенным, учениками Карева. Монументальны и выразительны этюды голов, выполненные Е.К. Эвенбах, масштабное полотно «Праздник 1-ое мая» Е.С. Аладжаловой.
Посетители впервые увидят картину Е.С. Гаскевич «Женщина с ребенком» 1925 г., ставшую ее итоговым выпускным произведением. Екатерина Степановна, ученица А.Р. Эберлинга, впоследствии была членом известного объединения «Круг художников» (1926-1932).
Период исканий и экспериментов, царивший в институте с начала 1920-х завершился в начале 1930-х гг. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», в котором «социалистический реализм» декларирован единственно возможным стилем для художников, на многие десятилетия определило пути развития советского искусства. Директором Всероссийской Академии художеств в Ленинграде был назначен Исаак Израилевич Бродский, ученик И.Е. Репина.
Но и период второй половины 1930-х не был лишен творческих споров. Об этом свидетельствуют работы учеников А.А. Осмеркина и А.И. Савинова («На ферме» 1931-1935 гг. и «За пологом. Обнаженная» Г.В. Павловского, «Дойка овец на кочевье» 1937 г. Е.А. Асламазян), увлеченных колористическими исканиями. Авторы дипломных картин «Герой Советского Союза Н.В. Юдин в гостях у комсомольцев-танкистов, выпускающих стенгазету» (1938) А.И. Лактионов и «Профессор И.И. Бродский в своей мастерской с учениками» А.П. Зарубин, как и другие ученики Бродского, главный акцент делали на овладении техникой рисунка.
Экспозиция дополнена фотографиями, на которых зритель увидит Академию тех лет – педагогов, студентов, учебные мастерские, залы музея и помещение церкви, превращенное в спортзал.