Игорь Дмитриевич Шаймарданов родился в г. Камбарке (Удмуртия) в 1964 году. Окончил Нефтекамскую художественную школу, Йошкар-Олинское художественное училище, Санкт-Петербургскую Академию театрального искусства. С 1995 г. работает как театральный художник. Член Союза художников России и Союза театральных деятелей России. В 2008 и 2009 гг. был Главным художником Всероссийского Пушкинского праздника поэзии в с. Михайловском. Его работы находятся в Пушкинском Заповеднике, Государственном музее А.С. Пушкина (Москва), Всероссийском музее А.С. Пушкина (Санкт–Петербург), Музее-квартире В.В. Набокова (Санкт– Петербург), Пскове, частных собраниях.
__________________________________________
В творчестве художника театра Игоря Дмитриевича Шаймарданова Пушкин играет ведущую роль. Герою посвящены десятки произведений и целые серии: «Ситцевый Пушкин», «Михайловские царапки», «Александр Сергеевич и Арина Родионовна»… Выставка «Александр Сергеевич и другие…» - это взгляд в прошлое, возможность окинуть единым взором более чем десятилетний период творческой биографии автора.
«Мое обращение в творчестве к Пушкину состоялось, конечно же, закономерно, как у каждого художника, но тот отправной момент, который потянул за собой все последующие циклы, серии, темы произошел на грани перехода в другую реальность. Всё просто, без фантасмагорий и заумствований. В 1999 году, работая в Псковском драматическом театре художником-постановщиком и участвуя в выпуске спектакля к юбилею Поэта, я, по должностным обязанностям, покупал ткани на костюмы к спектаклю. И, по всей видимости, был настолько погружен в Пушкина, в его образы, в тему, что, глядя на отрезы ситца, вдруг увидел среди цветочных орнаментов выглядывающего Александра Сергеевича. Не было никаких сомнений в реальности происходящего.
Серия работ под названием «Ситцевый Пушкин» родилась вся сразу в едином ключе. Так появился деревенский Пушкин, отдыхающий среди цветущих лугов Михайловского, бредущий по окрестным полям, коротающий длинные ночи с няней… И увидавший своего зайчика под падающим снегом из белого ситцевого горошка, и романтично встречающий барышню среди кустов сирени… Народный Поэт и народная ткань оказались настолько едины по духу, что произошло маленькое чудо и для художника. Я вдруг открыл для себя своего Пушкина. Увидел его в повседневной жизни. Без бронзы и монументализма, без пьедестала и недосягаемости. Но при этом он всегда Поэт…»
В экспозиции представлены живописные работы Шаймарданова на ситце и отдельные листы его серий «Михайловские царапки» и «Александр Сергеевич и Арина Родионовна». Они повествуют о жизни Поэта в сельце Михайловском, какой сквозь столетия увидел и сочинил ее художник. Произведения Игоря Шаймарданова искрятся красками, они ироничны, добродушны, а главное – искренни.
Каким образом происходит рождение «царапок»? Наметив общую композицию, автор процарапывает контур рисунка на мелованном картоне иглой, после чего в лист втирается масляная краска, выявляя процарапанный ранее рисунок. Такова техника, изобретённая самим автором.
Новая серия «Заповедник Бориса Алиханова» являет иного героя. Почти монохромные, по колориту близкие сепии работы погружают в художественный мир повести Сергея Довлатова. В них И. Шаймарданов обращается к элементам коллажа: в ткань рисунка вплетаются печатные тексты – фрагменты повести.
Одна из ранних работ Игоря Шаймарданова, находящихся в собрании Пушкинского Заповедника называется «Возвращение художника» (2000). В сознании зрителя название соотносится с евангельской притчей о блудном сыне, вступая в диалог с множеством полотен, написанных на этот сюжет мастерами разных столетий и стран. Мотив возвращения присутствует в жизни каждого человека и художника. И Пушкин здесь не является исключением. Возвращение из михайловской ссылки в Петербург, следом – приезды-возвращения в «опальный домик»… И художник, единожды побывавший в Михайловском, переживший встречу с Пушкиным, услышавший растворенные в пейзаже пушкинские строки, неизбежно возвратится…
Дарья Плотникова,
хранитель фонда древнерусской живописи,
нумизматики, оружия и изделий из драгметаллов