Копии исчезающих фресок Феодоровского городка в Царском Селе, а также уникальные документы и фотографии начала 20 века представлены на выставке «Врата русского стиля», посвящённой истории и возрождению городка.
Уникальный архитектурный ансамбль – «Русский городок» в Царском селе, был построен в начале XX века как музей древнерусской архитектуры под открытым небом. Феодоровский городок стал выражением идеального представления о Святой Руси Николая II и окружавших его любителей русской старины. В разработке национального стиля участвовали известные художники, архитекторы, археологи, историки, среди которых был и Николай Рерих. Он вошел в число учредителей «Общества возрождения художественной Руси», возникшего в 1915 году в ходе строительства Феодоровского Государева собора и окружающего его городка. Организатором строительства был штаб-офицер для особых поручений при дворцовом коменданте, полковник Дмитрий Николаевич Ломан. На сегодняшний день эти традиции по сохранению русской культуры продолжает профессор, руководитель мастерской церковной живописи Российской Академии художеств Александр Константинович Крылов и его ученики. Они осуществили проект по копированию разрушающихся фресок Феодоровского городка. Уже несколько лет, с 2009 года Александр Константинович и его студенты бережно и трепетно переносят на бумагу то, что может исчезнуть в любой момент, ведь реставрационных работ в интерьерах городка до сих пор не ведется. Работа эта уникальная и трудоемкая, рассказывает А.К. Крылов: «Мы должны досконально освоить, изучить, познать стилистику и символику, которая лежит в основе работ великолепных мастеров, создавших эти фрески и росписи. Важно понять - около Петербурга чудом сохранился любопытный, уникальный исторический и художественный феномен. И вот, в качестве дипломных, практических и курсовых работ мои студенты исполняют копии того, что исчезает на глазах. Но даже в таком состоянии, эти руинированные остатки - образец высокого стиля, исполненного владимирскими и мстерскими мастерами. Мы скопировали все, что было можно, работая с 2009 года. Результаты показываем на выставке. Надеемся на какой-то отклик, призыв к началу воссоздания интерьеров. Я надеюсь, что эти копии, которые мы передаем в дар петербургскому государственному Музею-институту семьи Рерихов, еще послужат будущему».
На выставке также экспонируются археологические предметы и элементы архитектурного убранства построек, найденные при исследованиях в Феодоровском городке. Дополняют выставку редкие документы и фотографии из архива сына Дмитрия Николаевича Ломана - Юрия Дмитриевича Ломана.
Также можно увидеть материалы, рассказывающие о восстановлении иконостаса Феодоровского собора, воссозданного мастерами Царскосельской иконописной мастерской, во главе с руководителем Галиной Борисовной Майоровой, которая рассказала, что огромная по объему работа была проделана всего за три года: «Три года работали с полным напряжением. Ведь это многодельные иконы большого размера. А так как все было утеряно, то помогло чудо - сохранились две иконы: Пророка Самуила и Пророка Варуха, написанные художником Емельяновым, который и работал над иконостасом в начале 20 века. Их нашли в Андреевском соборе на Васильевском Острове, и, таким образом, мы получили образец письма, затем нашли несколько черно-белых фотографий и несколько картин убранства храма начала 20 века. Поскольку по этому материалу доскональную реконструкцию сделать было невозможно, то мы сделали творческую реконструкцию, художественный образ, но очень точный».
Копии фресок, переданные в Музей семьи Рерихов – не единственный подарок Александра Константиновича Крылова, рассказывает куратор выставки, сотрудник выставочного отдела Музея-института семьи Рерихов Елена Турбина: «Нам передан также бесценный архив сына Д.Н. Ломана – Юрия. Это письма, фотографии и документы, рассказывающие, в частности, о проектировании и строительстве городка. Это уникальные свидетельства эпохи».