27 апреля 2012 года в библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга (ул.Марата, д.72) в рамках Лектория Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов (МЦР) состоялась девятая лекция из цикла «Знамена Востока». Она была посвящена картине Н.К. Рериха «Лао-Цзе» (1924 г.). Мероприятие подготовила и провела Л.И.Шестакова, сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР.
Лао-Цзы - великий философ древнего Китая, который жил две с половиной тысячи лет назад. Он является автором единственного произведения "Дао дэ цзин" («Книга Пути и Благодати»), в котором разработал собственный взгляд на мир. Его выдающийся труд - это жемчужина культуры одной из древнейших цивилизаций мирового значения. В своей книге он провел глубокое исследование Вселенной, общества и жизни. Известный французский китаист Потье так оценил книгу «Дао дэ цзин»: «Человеческая мудрость никогда не применяла язык более святой и глубокий». Его своеобразная точка зрения оказала большое влияние на общественное мнение и смысл жизни. Философия Лао-цзы стала важной составляющей частью культурной системы Китая и явилась основой одной из трех великих китайских религийм - даосизма. Даосизм оказал значительное влияние на все аспекты духовной культуры Китая и стран дальневосточного культурного региона.
Первую биографию Лао-цзы, составленную Сыма Цяням, отделяло от жизни его героя без малого 300 лет. Утверждать что-либо определенное трудно еще и потому, что Лао-цзы был благородным мужем, скрывающимся от мира, он сознательно старался вершить свой жизненный путь, «не оставляя следов». Именно это делает столь трудным исследование жизненного пути Лао-цзы. Предполагается, что он родился в 604 году до н.э.. Достоверным представляется факт его службы при дворе правителей Китая – чжоусских царей и то, что Лао-цзы распоряжался самым древним в Китае архивом, возраст которого насчитывал половину тысячелетия. Лао-цзы был прославлен своею мудростью. Его младший современник Конфуций так отзывался о встрече с патриархом: «Я понял, что мне не угнаться за Драконом, парящим в заоблачном эфире и странствующим в Великой чистоте. Лао-цзы подобен этому Дракону». Дух для Лао-цзы – основа основ, ибо он для него – Праматерь сущего.
Картина Н.К. Рериха, написанная им в 1924 году и посвященная «Лао-цзы», входит в серию «Знамена Востока». Хотя в те годы Рерих еще не был в Китае, но его пейзажи убедительны и написаны именно в китайском духе. На картине Лао-цзы показан в традициях китайской изобразительности, что говорит о серьезном изучении Рерихом наследия китайских мастеров. Художник сам не раз высказывал свое «восхищение старым китайским искусством и философией».
Сюжетом для своей картины Н.К. Рерих избрал событие, связанное с жизнью философа. Лао-цзы, видя упадок государства Чжоу, где он служил главным хранителем архива царского двора, ушел в отставку и отправился на запад. На картине, по словам самого Рериха, изображён Лао-цзы едущий на священном чёрном буйволе сквозь заросли королевского бамбука из Китая в Тибет.
В завершении мероприятия в библиотеке Истории и культуры Санкт-Петербурга был показан отрывок из документального фильма «Долговечный Лао», посвященного жизни Лао-Цзы.