С 14 марта по 16 апреля в Центре фотографии имени братьев Люмьер пройдет персональная выставка Александра Щемляева «Ямал. НеСоветское фото». Выставка открывает новый цикл Центра «Антология русской фотографии ХХ века. Часть II. Фото 80-90», который завершится масштабной выставкой в декабре 2012 года, а также выходом второго тома антологии «Фото 80-90».
Фотоистория Александра Щемляева «Ямал», составившая основу экспозиции, создавалась с 1992 по 1993 годы. Это авторский проект о жизни народов Ямальского полуострова, не заказанный редакцией или агентством. Тогда, в начале девяностых, совпало все: и подъем творческих сил, и возможность финансовой поддержки (со «спонсором» поездки на Север, Геннадием Радиолой, Щемляев случайно познакомился в северной гостинице, пережидая в течение двух суток пургу). Но главное, – Щемляев оказался в своей стихии, среди людей Севера.
«Ямал» дает возможность понять принцип работы Щемляева над фотоисторией. Это принцип полного погружения. Получается неспешный, но вдумчивый рассказ о, казалось бы, простой жизни. То, что делал Щемляев, совершенно не вписывалось в традиции тассовского очерка. Это фотография изнутри, каждый раз – история, прожитая самим автором. «Я не хочу высмеивать или возвышать нацию, - говорит Щемляев, - я показываю людей, которые живут своей жизнью».
В восьмидесятые и девяностые годы Щемляев – автор одиночка. Он живет от одной командировки к другой. География его жизни рисовала зигзаги: из родного Комсомольск-на-Амуре уехал служить в Анадырь (Чукотка), затем учеба во Владивостоке, оттуда в Тверь, затем Новокузнецк, Торжок и, наконец, Москву. Он всегда выбирал сам, куда отправиться на съемку – на Байкал или в Дагестан, в Великий Устюг или на Чукотку, в Торжок или на Ямальский полуостров. Везде его интересуют люди, и чем дальше они живут от столицы – тем лучше.
В 1991 году Щемляев показывает свои работы фоторедактору АПН Всеволоду Тарасевичу. Гуру советского фото поражен манерой съемки молодого фотографа: «Снимаешь как чукча – что вижу, то и пою». Тогда еще не многие могли позволить себе фотографировать столь откровенно, нарушая фотографические клише и штампы. Когда Тарасевич спросил у Щемляева о своих известных работах, тот скромно поинтересовался: «А Вы что, тоже фотографируете?» - «Вот чукча, не знает даже кто такой Тарасевич!».Это и было ключом к разгадке фотографии Щемляева – он никогда не ориентировался на чужие работы. Он их даже не видел. Еще в начале восьмидесятых, по совету своего новокузнецкого друга, фотографа Владимира Соколаева, Щемляев выкинул все подшивки «Советского фото», отказался от подписки и никогда больше не заглядывал в главный фотографический журнал страны. Поэтому имя Тарасевича, как и многих других советских фотохудожников, были Щемляеву неизвестны.
Выставка дает начало проекту «Фото 80-90». Это время, когда сквозь разломы системы стали пробиваться свежие ростки, когда уже можно было, не оглядываясь, быть самим собой, и открыло в русской фотографии таких авторов, как Александр Щемляев. И с него мы и начнем рассказ об это фотографической эпохе.