Уральские староверы в начале XXI века. Выставка, доказывающая более чем 200-летнюю преемственность культуры уральских староверов, открылась вчера в Российском этнографическом музее (РЭМ)
Основу выставки составляет коллекция, переданная в дар Российскому этнографическому музею Натальей Литвиной – исследователем, изучавшим духовные и материальные традиции русских старообрядцев-беспоповцев (поморцев) Верхокамья, а также музеологом и археографом, научным сотрудником Архива РАН (Москва).
Русское старообрядческое население Верхнего Прикамья (Пермский край) формировалось на протяжении XVIII в., главным образом, за счет переселенцев из Центральной России и Поволжья, бежавших на Урал от преследований за веру.
На выставке в РЭМ представлены еще сохранявшиеся во второй половине XX – начале XXI в. старинные виды русской одежды: верхней – шабур, пониток, а также надевавшиеся на коллективные моления сарафаны-дубасы, в комплекте с рубахой и поясом. Представлены также тканые, плетеные пояса.
Традиционное самоограничение в контактах с нестарообрядцами способствовало более длительному сохранению самобытных черт. Старинные виды одежды встречались в Верхокамье вплоть до начала XXI в. Это позволяет сегодня с точностью воссоздавать традиционный облик староверов - поморцев.
Так, женщины до последнего времени надевали на коллективные моления сарафаны-дубасы, в комплекте с рубахами и поясами. Начиная с праздника Пасхи и до Успения Богородицы носили белую рубаху, а в остальную часть года – темную. В качестве верхней одежды продолжали носить шабур, пониток, кафтан. Нередко одежду шили из современных тканей, но ее покрой соответствовал традиционным нормам.
Вещевые и фотоматериалы знакомят с особенными нормами благочестия, характерными для уральских староверов: использование холщовых лестовок – старообрядческие четки, специальных чехлов для переноски богослужебной книги и индивидуальной посуды; особое отношение к огню в обрядовых ситуациях.
Кстати, в благочестивых семьях и в начале XXI в. при выпечке хлеба для закваски используют не дрожжи, а брагу из проросшей ржи и овса. Перед каждой трапезой произносят 12 раз Исусову молитву и 17 раз – по ее завершении. Во всех обрядовых ситуациях (на фотографиях, представленных на экспозиции, видна служба, проводимая в праздник Преображения Господня) сохраняется особое отношение к огню, добываемому старинным способом – от древесного угля, из печи. От этого огня зажигают березовую лучину, от лучины первую свечу и от нее уже все остальные свечи
Выставка включает в себя коллекцию Н.В. Литвиной и предметы, собранные сотрудниками РЭМ в начале XXI века в той же местности.