6 марта 2012 года в 16.00 в Музее петербургского авангарда (ул. Профессора Попова) открывается выставка, посвященная личной жизни художника, музыканта, одного из лидеров русского авангарда первой половины ХХ века – Михаила Матюшина. Она объединяет портреты трех жен художника: Марии Патцак, Елены Гуро и Ольги Громозовой. Примечательно то, что автором всех этих работ является сам Михаил Матюшин. Двенадцать портретов представляют три совершенно разных женских образа, и в каждой работе чувствуется особое личное отношение художника к модели. Дополняют экспозицию фотографии и документы, связанные с браками Матюшина.
Первой женой Матюшина была - Мария Ивановна Патцак (1865-1915) - дочь австрийского подданного. Брак был зарегистрирован в январе 1887 года. В семье Матюшина и Патцак родилось четверо детей: сын Николай, дочери: Анна, Лидия, Мария. Об этом времени напоминает на выставке замечательный акварельный портрет Патцак, нарисованный Матюшиным в 1900-х годах – в ранний период творчества художника. В 1904 году брак был расторгнут.
С поэтессой, писательницей, художницей Еленой Генриховной Гуро (1877-1913) – Матюшин познакомился еще в 1900 году. В 1904 году она стала второй женой художника. Гуро родилась в Петербурге в дворянской семье. Училась живописи в мастерской Яна Ционглинского, затем в частной школе Елизаветы Званцевой у Льва Бакста и Мстислава Добужинского. В 1908-1910 годах Гуро вместе с Матюшиным входила в круг русских футуристов, была одним из создателей «Союза молодежи», издательства «Журавль» и участником знаменитого сборника кубофутуристов «Садок судей». Дом на Песочной улице, 10, где жили Матюшин с Гуро, был местом встреч художников, музыкантов, литераторов. В нем часто бывали Казимир Малевич, Павел Филонов, Алексей Крученых, Владимир Маяковский, Велимир Хлебников.
Гуро является автором целого ряда художественных произведений, созданных в стилистике раннего петербургского авангарда, а также книг рассказов, стихов, пьес: «Шарманка» (1909), «Осенний сон» (1912), «Небесные верблюжата» (1914).
Матюшин и Гуро были связаны и в личной жизни, и в творчестве. Близость взглядов и убеждений, творческих интересов и духовных исканий сделала этот союз удивительно гармоничным. Вместе они прожили девять лет. В 1913 году Гуро умерла от лейкемии.
На выставке представлены графические портреты Гуро. Созданный Матюшиным в этих произведениях лирический, немного печальный женский образ, созвучен элегичности поэтического и художественного творчества Гуро.
В 1913 году в жизни Матюшина появилась Ольга Костантиновна Громозова (1885-1975). Она стала третьей женой художника.
Громозова родилась в городе Слободском Вятской губернии в семье земского деятеля, сотрудника кустарного склада. В 1910 году переехала в Петербург, была членом марксистского кружка, заведовала нелегальной библиотекой, работала в основанном Владимиром Бонч-Бруевичем издательстве «Жизнь и знание». В 1912 году познакомилась с Матюшиным и Гуро. После смерти Гуро Громозова поселилась в доме на Песочной улице, где и прожила вместе с Матюшиным 21 год до его смерти в 1934 году (при этом официально брак Громозой и Матюшина был зарегистрирован только в 1922 году).
Она известна как автор воспоминаний о Владимире Бонч-Бруевиче, Вацлаве Воровском, Марии Ульяновой, Максиме Горьком, а также автобиографической повести «В домике на Песочной», книги для детей «Малярка».
Во многом благодаря Громозовой было сохранено художественное наследие Гуро и Матюшина. Вместе с Марией Эндер она подготовила и передала архив художника в Пушкинский дом. Сохранила большое количество художественных произведений, мемориальных вещей, связанных с жизнью и творчеством Матюшина и Гуро, впоследствии передав их в Государственный музей истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).
Представление об облике и характере третьей жены художника дает ряд экспонирующихся на выставке графических портретов, созданных Матюшиным в 1910-1930-х годах.