Елена Дмитриевна Поленова (1850–1898) – яркая талантливая художница, которая стояла у истоков формирования национально-романтического направления русского модерна и зарождавшегося символизма. Настоящая выставка – первая персональная выставка художницы после посмертной, устроенной объединением Московское Товарищество художников в 1902 году.
Е.Поленова, сестра известного живописца В.Д.Поленова, – одна из первых женщин-художниц, получивших профессиональное художественное образование. Первые навыки она приобрела от матери, Марии Васильевны Поленовой, внучки архитектора екатерининской эпохи Н.А.Львова. Именно она пригласила к своим детям для уроков рисунком будущего известного педагога П.П.Чистякова. Елене Дмитриевне тогда исполнилось девять лет. С этого возраста вплоть до 1880 года с небольшими перерывами она обучалась в его мастерской технике рисунка и акварели. В 1879 году Е.Д.Поленова поступила в керамический класс Рисовальной школы Общества Поощрения Художеств, закончив его с большой серебряной медалью. Она первая за всю историю Рисовальной школы была командирована во Францию для усовершенствования в керамическом деле, а затем получила место преподавателя живописи по фарфору и фаянсу.
В 1880–1882 годах Елена Дмитриевна училась в акварельном классе ОПХ. Блестяще овладев этой техникой, она поставила себе задачу «в целом ряде акварельных картин выразить поэтический взгляд русского народа на русскую природу, т.е. выяснить себе и другим, каким образом влиял и выражался русский пейзаж на русской народной поэзии эпической и лирической».
Переехав из Санкт-Петербурга в 1882 году в Москву, Елена Дмитриевна вместе с братом В.Д.Поленовым оказалась в центре кружка талантливой молодежи: К.А.Коровин, И.И.Левитан, М.В.Нестеров, А.Я.Головин, С.В.Иванов, М.В.Якунчикова, И.С.Остроухов. По ее инициативе в московской квартире В.Д.Поленова были организованы «керамические» четверги. Расписанные на этих четвергах фарфоровые блюда Е.Поленовой (ГИМ) можно увидеть на выставке.
Многие годы творческой деятельности Елены Поленовой были связаны с «мамонтовским кружком» – художниками, артистами, архитекторами, которые группировались вокруг промышленника и мецената С.И.Мамонтова (1841–1918), и среди них В.И.Серов, В.Д.Поленов, К.А.Коровин, В.М.Васнецов. С конца 1870-х годов художники этого круга часто и подолгу работали в Абрамцеве, подмосковной усадьбе Мамонтовых. Стихийно сложившийся «абрамцевский художественный кружок» сыграл большую роль в развитии национальной художественной культуры, во многом определив стиль модерн в России. В 1880-е годы в Абрамцеве по инициативе Е.Поленовой была собрана большая коллекция произведений народного искусства, служившая образцами для столярно-резчецкой мастерской, управляемой Е.Поленовой и Е.Г.Мамонтовой. С 1885 по 1894 год Еленой Дмитриевной были выполнены свыше 100 проектов мебели и предметов декоративно-прикладного искусства. На представленных в экспозиции навесных шкафчиках и полочках, стульях, лавках, выполненных по проекту Е.Поленовой, можно видеть, как она преображала мотивы пейзажа в орнамент и узор для резьбы.
В Абрамцеве Е.Поленова работала на пленере вместе Серовым, Левитаном, Коровиным. На выставке представлены акварели «Зимний лес. (Вороны)» (1880-е, ГТГ), «На дворе зимой» (ГТГ), а также изображения цветов. Интерес Е.Поленовой к фольклору, развитый с детства и подкрепленный В.М.Васнецовым, выражался в ее желании «подметить и выразить те художественно-вымышленные образы, которыми живет и питается воображение русского народного человека». Народные сказки в этом смысле стали для художницы богатейшим материалом для творческой фантазии и поиска нового пластического языка. Е.Д.Поленова практически первой обратилась к книжной графике, проиллюстрировав и литературно обработав за непродолжительное время (конец 1880-х–1890-е) более 20 народных сказок и поговорок. В абрамцевский период (1886–1889) она оформила в реалистической манере сказки «Белая уточка», «Война грибов», «Дед Мороз» и др., события которых разворачиваются на фоне пейзажей Абрамцева и его окрестностей. Из них лишь «Война грибов» была издана в 1889 году способом фототипии. Второй, созданный в стилистике модерна, костромской цикл (1889–1898) иллюстраций к сказкам «Сынко-Филипко», «Сорока-воровка», «Плутоватый мужик» и др. был опубликован в 1906 году. Е.Поленова дала мощный импульс дальнейшему развитию книжной иллюстрации как самостоятельному виду искусства.
С середины 1890-х годов Елена Дмитриевна создала большое количество рисунков орнаментов. Значительная часть из них выполнялась как эскизы вышивок и панно для мастерской в Абрамцеве и кустарной мастерской М.Ф.Якунчиковой в с. Соломенка Тамбовской губернии. Интерес к орнаменту отчетливо проявился и в процессе работы над символистской картиной «Зверь (Змий. Сказка)» (1895–1898, Музей-заповедник «Абрамцево»).
Осенью 1897 года она разработала оригинальный проект столовой в русском стиле для дома М.Ф.Якунчиковой в Наре. Изысканное произведение «Жар-птица», представленное на выставке, является эскизом живописного панно для интерьера столовой.
В Париже Е.Поленова познакомилась с С.П.Дягилевым и по его заказу сделала рисунок обложки для журнала «Мир искусства». В том же журнале (1899, № 18-19), уже после смерти Е.Поленовой, была опубликована первая статья, посвященная ее творчеству.
В экспозиции собраны лучшие произведения Е.Поленовой: живопись и акварель, иллюстрации к русским народным сказкам, рисунки орнаментов, предметы декоративно-прикладного искусства (мебель, расписные фарфоровые блюда). Многие из них экспонируются впервые. В состав выставки включены архивные документы, мемориальные фотографии, книги и журналы, раскрывающие особенности общественно-художественной деятельности художницы. Помимо графики и предметов декоративно-прикладного искусства из собрания Третьяковской галереи, произведения предоставлены Мемориальным историко-художественным и природным музеем-заповедником В.Д.Поленова и Художественно-литературным музеем-заповедником «Абрамцево», в которых сосредоточена основная часть творческого наследия художницы, а также Русским музеем, ГИМ, Музеем-заповедником «Царицыно», ВМДПНИ, Государственным литературным музеем.
К выставке подготовлен каталог, который сегодня является единственным подробным источником информации о жизни и творчестве Е.Поленовой.
На выставке будет проводиться викторина, главным призом которой станет деревянный шкафчик ручной работы начала XX века, исполненный по эскизам Е.Д.Поленовой. Также запланированы специальные образовательные программы для детей в виде интерактивных экскурсий по выставке.
Пресс-показ 15 декабря в 14.00