13 ноября 2011 г. в Музее истории города Ярославля в рамках совместного проекта Музея и Ярославского Рериховского общества «Путешествие в страну Культуры» состоялась встреча, посвященная гуманной педагогике. Ее участниками стали педагоги основного и дополнительного образования, руководители различных образовательных структур, общественность города. Как показывает практика, эта тема очень актуальна в наше время, отмеченное кризисом системы образования и все возрастающей тревогой за будущее детей.
В начале программы ведущая, педагог Центра анимационного творчества «Перспектива» И.М. Себелева рассказала слушателям об истоках гуманной педагогической мысли и развитии идей гуманной педагогики на современном этапе.
К сожалению, нормой педагогического процесса в нашей стране до сих пор считается авторитарная педагогика, т.е. силовой подход к детям. Авторитаризмом и бездуховностью часто пронизаны и педагогические программы с их стандартами, и учебники, и характер общения педагогов с учениками, порой оборачивающийся трагедией для детей. Если смотреть на современную школу с точки зрения достижений цивилизации, можно гордиться: компьютеры, Интернет, красочные учебники, умные планы… Но при этом забывается главное – воспитание души человека. А школа, как и любое образовательное учреждение, и любая семья, должны быть не только источником знаний, но и мастерской Человечности, очагом Культуры и духовности.
Что же такое гуманная педагогика? Это не просто доброе отношение к детям, как думают некоторые. Вот как раскрывает смысл этого понятия выдающийся педагог К.Д.Ушинский: «Под именем гуманного образования надо разуметь развитие духа человеческого, а не одно формальное развитие».
Идеи гуманизма в образовании возникли еще в древние времена. О них говорили такие просветители как Сократ, Платон, Аристотель, Квинтилиан. Со временем эти идеи нашли отражение в деятельности многих выдающихся философов, педагогов, психологов и в европейской традиции образования, и в опыте русской и советской педагогики. В России гуманное педагогическое мышление получило развитие в трудах П.Ф.Каптерева, С.Т.Шацкого, П.П.Блонского, К.Н.Венцеля, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и др. Гуманистические идеи этих замечательных педагогов прошлого не стерлись временем. И сегодня, опираясь на наследие классиков, все шире распространяется в российском образовательном пространстве передовое направление – гуманно-личностная педагогика.
Зачинателем и вдохновителем ее стал выдающийся педагог-новатор, доктор психологических наук, академик РАО Шалва Александрович Амонашвили. На протяжении многих лет этот невероятно устремленный человек все свои силы и таланты направляет на гуманизацию образования и привлекает к решению этой задачи все больше единомышленников.
Главный из принципов гуманной педагогики — воспитывать, образовывать ребенка на духовно-нравственных началах. Шалва Александрович неустанно повторяет, что для этого нужны не только уроки чтения, письма и математики, физики, истории и т. д., но и уроки внутренней культуры, духовной жизни, эмоциональной грамотности, воспитания чувства красоты. По его мнению, сегодняшний кризис школы, связан с отсутствием единого понимания цели образования. Цель гуманной педагогики для него ясна – воспитание того, чего так не хватает нашему обществу – Благородного Человека. Такая высокая задача достойна объединить педагогов в осознании ответственности за будущее.
Востребованность идей гуманной педагогики очевидна. С 2000 г. в Москве ежегодно проводятся Международные Педагогические Чтения. В разных городах России, стран СНГ и Прибалтики открылись экспериментальные школы, работающие в этом русле. Успешно развиваются Всероссийский, Хакасский, Дагестанский Центры гуманной педагогики, Всеукраинская, Латвийская, Литовская и Эстонская Ассоциации гуманной педагогики, в деятельности которых участвуют тысячи учителей, работников образования, родителей, врачей.
В этом году Шалве Александровичу Амонашвили исполнилось 80 лет, но он активно продолжает проводить авторские семинары и мастер-классы для педагогов в различных уголках России и ближнего зарубежья.
Ведущая программы И.М. Себелева рассказала слушателям о двух недавних важных событиях, связанных с распространением идей гуманной педагогики в Ярославском крае.
30 сентября по приглашению Института развития образования г.Ярославля (ИРО) состоялся мастер-класс Ш.А. Амонашвили для ярославских педагогов. В актовом зале института собрались сотрудники высших учебных заведений и педагоги города. Зал был полон. Шалва Александрович поделился своим многолетним опытом работы с детьми и рассказал о том, как развивалось Движение гуманной педагогики. Он затронул важнейшие темы: Кто есть ребенок? Какой должна быть школа? Что такое авторитарная и что есть гуманная педагогика? Как любить детей?
Ш.А. Амонашвили часто повторяет, что учитель – не маленький человек, которого контролируют, проверяют, обижают. Он – «соработник Бога». Недаром словом «Учитель» называли всех великих подвижников и мудрецов в истории человечества. Известный русский художник-философ Николай Константинович Рерих утверждал: «Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель - я употребляю это слово в самом широком смысле - может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут освободить скрытые силы человечества».
В рамках мастер-класса в ИРО Шалва Александрович провел открытый урок с детьми 2 класса ярославской школы № 36, который назывался «Учимся думать». Он мастерски продемонстрировал личностно-ориентированные приемы гуманной педагогики, позволяющие активизировать потенциал ребенка и сделать для него урок увлекательным и радостным. Участники мастер-класса с удивлением наблюдали, как второклассники решают сложные математические задачи, учатся не сразу же тянуть руку, а думать, мучительно искать ответ на трудные вопросы. Зато как они после этого радовались своим озарениям! По отзывам сотрудников и руководства ИРО, встреча с замечательным педагогом получилась очень интересная, и они будут думать над ее реальным продолжением.
С 1 по 5 октября в городе Рыбинске Ярославской области проходил авторский семинар Ш.А. Амонашвили «Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе». Он был организован по инициативе Рыбинского педагогического колледжа при поддержке Департамента образования Ярославской области.
Общественно-культурный центр, где проходил семинар, собрал более четырехсот участников: учителей общеобразовательных школ и представителей дополнительного образования из разных уголков области, сотрудников Ярославского и Рыбинского педагогических колледжей, Ярославского университета. По отзывам многих участников, пять дней обучения в Рыбинске не были похожи на привычные курсы повышения квалификации. И связано это с неординарной личностью автора семинара и его глубоким пониманием идей гуманной педагогики.
Для того, чтобы вместить эти идеи, считает Ш.А. Амонашвили, необходимо принять некоторые допущения, которые позволят иначе взглянуть и на ребенка, и на педагогический процесс. Важнейшие из этих допущений – признание реальности Высшего духовного мира и бессмертной человеческой души, устремленной к совершенствованию. На этой вере основывалась вся классическая педагогика, начиная от Квинтилиана, который провозласил: «Наша душа небесного происхождения». Если принять это, тогда каждого ребенка нужно рассматривать как духовное явление в нашем земном мире и понимать, что он родился с определенной миссией. Кто же поможет ребенку раскрыть свое предназначение? Конечно, родители и учителя.
Ш.А. Амонашвили убежден, что задача любого образовательного учреждения – заботиться, в первую очередь, не о том, сколько будет в ней современной техники, а какие педагоги придут к детям. Его слова звучат как аксиома: «Доброта воспитывается добротой, любовь воспитывается любовью, личность воспитывается личностью». Иными словами, воспитание детей начинается с воспитания педагогом самого себя. Шалва Александрович предложил участникам семинара поразмышлять над сутью основных понятий педагогического процесса. Он считает, что слова, которыми мы так широко пользуемся – Школа, Учитель, Воспитание, Образование – требуют восстановления того духовного смысла, который в них был когда-то, но оказался утрачен. Например, столь знакомое нам слово «школа» восходит к латинскому «скале» – «лестница» и мыслится как процесс восхождение души по ступенькам вверх. А основой такой лестницы восхождения является учитель.
Во время семинара Ш.А. Амонашвили показал участникам, как можно дать детям особые творческие уроки. Таким стал, например, «Урок мудроречия», который он провел для студентов Рыбинского педагогического колледжа. Рассуждая от имени Платона, Аристотеля, Сократа, ребята увлеченно размышляли над «законами мудрецов», смыслом пословиц с пропущенными словами, сложными притчами. Некоторые творческие задания из этого урока были предложены и участникам встречи в музее, и они с интересом откликнулись на эти поиски мудрости.
В Рыбинском семинаре также принимала участие Валерия Гивиевна Ниорадзе – доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета, автор многих научных изданий и учебников в области письменно-речевой деятельности младших школьников. В своих выступлениях она мягко направляла педагогов к пониманию того, как сделать слово утонченным инструментом воспитания лучших качеств ребенка, постижения им самого себя.
Ш.А. Амонашвили уверен, что самая актуальная потребность нынешнего времени – просвещённый учитель, обладающий культурой, широким мировоззрением и принимающий категорию духовности как определяющую в развитии ребенка. К сожалению, пока наши педагогические вузы воспроизводят учителя прошлого, советского типа. Но без духовного измерения, опираясь только на авторитаризм, нельзя подготовить учителей, в которых нуждаются дети нового времени.
Семинар в Рыбинске закончился единогласным решением о создании на базе Рыбинского педагогического колледжа областного Отделения Международного Центра гуманной педагогики. Директор колледжа Ирина Геннадьевна Копотюк выразила надежду, что это даст импульс развитию идей гуманной педагогики во всем Ярославском крае.
Рассказ о мастер-классе и семинаре по гуманной педагогике, прошедших в Ярославле и Рыбинске, сопровождался показом фотографий и видеофрагментов. Кроме того, своими впечатлениями поделились участники семинара в Рыбинске, присутствующие на программе в музее. Ведущая программы И.М. Себелева представила слушателям литературу, которую можно использовать в педагогической деятельности в русле гуманной педагогики. В завершение прозвучала трогательная притча из сборника Ш.А. Амонашвили «Вера и любовь», посвященная высокой миссии учителя, несущего свой духовный Свет детям. Организаторы уверены, что эта встреча в музее станет первым шагом к объединению ярославских педагогов, которым созвучны идеи гуманной педагогики.
См. также:
Международный Центр Гуманной педагогики
http://www.gumannaja-pedagogika.ru
Информационное письмо об Одиннадцатых Международных педагогических чтениях
http://www.icr.su/rus/departments/human/Inform_2012.doc
Анкета-заявка участника
http://www.icr.su/rus/departments/human/anketa_2012.doc