В Третьяковской галерее открывается обновленная экспозиция искусства XVIII века. В отличие от последнего варианта 1994 года, когда скульптуре был предоставлен отдельный зал, ныне живопись и скульптура экспонируются вместе, в общем пространстве. Такой традиционный подход представляется более органичным и соответствующим принципу ансамблевости, характерному для искусства XVIII века.
Первый зал, посвященный эпохе Петра I и времени формирования светского искусства в России, отмечен появлением в экспозиции редчайших образцов искусства этого периода – двух портретов кисти А.М.Матвеева, работ которого нет в собрании музея. «Портрет князя И.А.Голицына» (1728) и «Портрет княгини А.П.Голицыной» А.М.Матвеева предоставлены Третьяковской галерее на временное хранение нынешним владельцем, художником И.И.Голицыным. В экспозицию впервые включен парадный портрет сподвижника Петра I, участника всех его военных кампаний, графа Г.П.Чернышева (неизвестный художник середины XVIII века), демонстрирующий устойчивость традиций парсуны в русском искусстве.
Основные изменения коснулись второго зала – бывшего зала скульптуры XVIII века. Теперь, когда скульптура рассредоточена по всему разделу, здесь демонстрируются произведения преподавателей Академии художеств и их учеников. Организованная в 1757 году в Санкт-Петербурге Академия художеств (с 1764 года – Императорская Академия художеств) в короткие сроки получила признание среди старейших европейских академий и оказала огромное влияние на развитие отечественного изобразительного искусства. Наряду с шедеврами исторической живописи А.П.Лосенко, П.И.Соколова и Г.И.Угрюмова, редкими образцами крестьянского жанра и «зверописи», здесь представлены большеформатные полотна выдающихся мастеров «россики», работавших в России иностранных художников,– С.Торелли («Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами», 1772) и Лагрене-старшего («Танкред и Клоринда», 1761). Впервые демонстрируется в постоянной экспозиции работа «Самсон утоляет жажду из ослиной челюсти» (1800) кисти И.П.Чернова. «Академический» зал отличается торжественной репрезентативной атмосферой.
В третьем зале представлено искусство середины XVIII века, эпохи барокко и рококо. Традиционное место здесь занимают произведения А.П.Антропова, работы мастеров портретной «россики» 1730-х – 1760-х годов. Сюда перемещены работы И.Я.Вишнякова, в том числе, парадный портрет императрицы Елизаветы Петровны (1743).
Несомненное достоинство обновленной экспозиции – появление зала Ф.С.Рокотова (1735?–1808). Теперь каждому из трех крупнейших портретистов XVIII века – Ф.С.Рокотову, Д.Г.Левицкому и В.Л.Боровиковскому – в Третьяковской галерее посвящен отдельный монографический зал. Включение в экспозицию раннего для художника портрета Великого князя Петра Федоровича (1758) позволило представить каждое десятилетие творчества художника. «Портрет неизвестной в розовом платье» (1770-е) обрел пару: в пандан к нему демонстрируется происходящий из той же коллекции Е.П.Носовой (Москва) «Портрет неизвестного в синем кафтане» (1770-е). Добавленный из фондов Галереи портрет попечителя Московского воспитательного дома И.Н.Тютчева (не позже 1768) – пример работы Ф.С.Рокотова над официальными портретными заказами – дополняет типологию портретов художника, от частных до императорских заказов. Скульптурный портрет XVIII века представлен произведениями выдающегося скульптора Ф.И.Шубина (1740–1805): мраморными портретами Екатерины II (начало 1770-х), графа Г.Г.Орлова (1782), графа З.Г.Чернышева (1774), а также бронзовым бюстом Павла I (1800).
По сравнению с прежним вариантом, новая экспозиция искусства XVIII века выстроена более точно хронологически и исторически, а диалог скульптуры и живописи, которые теперь размещены в едином пространстве, дает наглядное и живое представление об эпохе.
Открытию обновленной экспозиции предшествовал ремонт залов №1–7 и реставрация открывающей торжественный вход в Третьяковскую галерею мраморной лестницы. Она была построена в 1902–1904 годах во время перестройки жилой части дома Третьяковых под музейные залы и возведения нового фасада по эскизу В.М.Васнецова. Лестница приводит посетителей непосредственно в залы обновленной экспозиции.
Лаврушинский переулок, 10, залы 1–7