НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Практическая конференция "Актуальные проблемы изучения творчества И.И. Машкова и художников "Бубнового валета"

c 25 октября по 1 декабря 2011Саратовская область
Работа секции конференции
18 и 19 октября 2011 года в Волгограде проходила Международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы изучения творчества И.И. Машкова и художников "Бубнового валета". Она была посвящена 130-летию со дня рождения живописца и столетию организации этого творческого объединения. Участие в ней принимали как маститые ученые – профессура вузов и научно-исследовательских институтов, разных должностных и научных рангов сотрудники художественных музеев, реставраторы аспиранты и студенты.

Географический охват был весьма широк – от Санкт-Петербурга до Владивостока. Международный статус конференции обеспечили докладчики из Украины и Узбекистана. Возрастной разброс участников – от тех, кому немного за 20, до тех, кому уже далеко за 70. И все, благодаря усилиям организаторов, чувствовали себя вполне комфортно и работали с полной самоотдачей. Культурная программа оказалась разнообразной и весьма насыщенной.

Программа конференции была реализована на пленарном заседании и в работе 4-х секций:

1. Теоретические и практические аспекты изучения творческого наследия художников "Бубнового валета" и бубнововалетской традиции в отечественном искусстве.(Руководитель Т.А. Яковлева завотделом художественных музеев России. ГРМ.)

2. Метод художника. (Руководитель Малкова О.П. (Старший научный сотрудник Волгоградского музея изобразительных искусств имени И.И. Машкова. Кандидат искусствоведения). 3.Пространство художника. (Руководитель Гольденберг А.Х. доктор филологических наук, профессор Волгоградского социально-педагогического университета.)

4. Время художника (Руководитель Тропкина Н.Е. (Доктор филологических наук, профессор того же университета).

В докладах пленарного заседания была обозначена приблизительная тематика каждой из секций. Тон всей конференции задал ведущий научный сотрудник ГРМ А.М. Успенский. Название его доклада, обозначенного в программе как "Бубновый валет" - козырная карта русского авангарда" было существенно скорректировано: "Бубновый валет" как крупнейшая художественная сцена эпохи авангарда".

Речь шла о брэнде названия этого общества художников, "грамотно пропиаренном", поддержанном размахом его выставок с изобилием вызывающе дерзких брутальных полотен, провоцирующих перманентные публичные скандалы на диспутах, грубые насмешки прессы, подогревающие интерес публики, что в условиях только ещё складывающегося русского предреволюционного рынка позволило ярмарочным "зазывалам" "Бубнового валета" достичь в короткие сроки достаточно широкой известности и обозначить своё место в художественном процессе эпохи.

Успенский кратко очертил историю этого объединения, его соприкосновения с другими художественными группировками той поры, внутреннюю эволюцию объединения, которое вскоре весьма изменило общее своё лицо, подверг сомнению удобный миф о безболезненном изживании дореволюционной левизны его представителями в советскую пору. Рассказал об интересном проекте Русского музея – выставке "Бубновый валет в русском авангарде" (июнь-ноябрь) 2004. Этот проект пытался наметить путь "Бубнового валета" в его полноте как независимую, достаточно эклектичную и подвижную площадку, на которой шла апробация различных радикальных художественных исканий. И эта попытка дать реальное и полнокровное представление о "Бубновом валете" была целью и стала оправданием этой масштабной экспозиции.

На пленарном заседании с несколько парадоксальным докладом об искусстве позднего Машкова ("антимодернизм как радикальный модернизм") выступил завотделом новейших течений ГТГ К.А. Светляков. О стилистике этого мастера говорила О.П. Малкова, о четырёх его полотнах из собрания нашего музея рассказал я, а Т.А. Яковлева прослеживала традиции искусства "валетов" в творчестве ленинградских художников группы "Одиннадцать", справедливо подчёркивая основополагающее значение статей Л.Вс. Мочалова в осмыслении творчества этих мастеров.

На заседании первой секции главный хранитель Волгоградского музея Кострыкина И. В. подробно рассказала о формировании коллекции круга "валетских" мастеров. О работах Машкова и других "валетских" мастеров в их собраниях говорили А.А. Даценко из Приморской картинной галереи, О.И.Симакова из Брянска, о богатейшем собрании "коренных бубнововалетцев" в Екатеринбургском музее О.А. Горнуг. М.В. Липатова из Бахрушинского музея выступила с сообщением "Художники "Бубнового валета" в театре", а С.И. Ольмезова из Ростова на Дону с интересным сообщением об автопортретах "валетских" живописцев. Такие доклады свидетельствуют о том, что пришла пора и более узких, проблемно ориентированных исследований творчества этих мастеров. Любопытным показалось и сообщение И.И. Арской (ГРМ) "Пока мы без моноклей…" о её кропотливейшей работе, буквально по крупицам воскрешающей полузабытых и совершенно забытых участников выставок "Союза молодёжи".

К сожалению, выступления участников других секций пришлось выслушивать избирательно, а иногда и частично. Е.В. Огаркова подробно исследовала рисунки И.Машкова 1942-1943 годов в контексте развития фронтовой графики тех лет. Доктор фи-лологических наук Торопкина Н.Е.рассматривала творчество этого мастеров контексте отечественной поэзии 1920-1930-х годов, акцентируя в основном переклички сюжетных мотивов, а не образную поэтику. К сожалению, не удалось услышать выступление А.Х. Гольденберга "Онтология вещи: гоголевский аспект в эстетике "Бубнового валета". Ведь именно сопоставления "далековато лежащих идей" нередко оплодотворяли научную мысль, рождая многие нетривиальные выводы. А назревшая необходимость регулярного междисциплинарного общения гуманитариев разного профиля сомнений не вызывает.

Хочется верить, что по материалам этой конференции будет издан полноценный сборник её трудов, и тогда мы сумеем познакомиться с размышлениями искусствоведов, литературоведов, лингвистов, музыковедов, социологов, историков, библиографов, краеведов, этнографов и культурологов по обсуждаемым проблемам.

Модератором круглого стола был А.М. Успенский. Но заданная им программа – пожелания организационных улучшений – не была выдержана сполна: разговор пошёл о разном, что ещё раз свидетельствует о насущной необходимости более частых и более тесных межмузейных контактов, постоянном обмене не только научными сведениями, но и опытом, методами профессиональной учёбы, экспозиционных принципов, издательской практики, выставочной политики. В этом плане несколько шумный и не слишком организованный "круглый стол" оказался интересным и поучительным.

Конференция проходила на фоне содержательной выставки произведений мастеров "Бубнового валета" (в основном поздних их полотен и графических работ), что сделало восприятие многих докладов более наглядным и убеждающим. А с историей сложения всей коллекции Волгоградского музея изобразительных искусств обстоятельно рассказала его главный хранитель Кострыкина И.В.

Е. И. Водонос,

искусствовед, заведующий отделом русского искусства.

www.museum.ru/N44184
Ваше мнение »»

»»Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Адрес:Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд:Городским транспортом до ост. "ул. А.Н. Радищева"
Телефоны:(8452) 26-16-06, 26-12-09
сайт:radmuseumart.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, другие

важные события  x    ?  

новости от 22.11.2024  x    ?  


Неизвестный Щукин. Не только новое искусство

MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века

Выставка «Незнакомка. Три видения» в Музее-квартире А.А. Блока

Музей Михаила Булгакова выпустил большой просветительский проект о жизни Булгакова в Москве

Юбилейная конференция "Михаил Булгаков в потоке российской истории XX-XXI веков"

Выставка "Царь сказки. К 180-летию со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова" в Национальном музее музыки

Цикл концертов к выставке «А в степи: бушует ветер…» в Центре современного искусства AZ/ART

Новая экспозиция Третьяковской галереи на ВДНХ в павильоне №1 "Центральный"

Выставка "Четыре масти" в Галерее Беляево

Концерт камерной музыки в Томском художественном музее

Выставка «Магия акварели» в Третьяковской галерее

В тени Арарата. Групповая выставка современных турецких и армянских художников в Эрарте

Выставка "Легенды военной разведки" в Музее Победы

Большой осенний кадетский бал в Музее Победы

Выставка «Репин. Детали» в Музее Академии художеств

Арт-резиденция в Тарусе: открыт прием заявок

Выставка "Фоссилизация: путь в вечность" на ВДНХ

Художник Пётр Бучкин: Углич - Петербург - Ленинград

Выставка «Внимание, человек!» в Дарвиновском музее

Владимир Янтарёв «К звездам…»

Планшетная выставка "Вклад Российской академии наук в развитие науки об измерениях"

Памяти Ирины Яковлевны Богуславской. К 95-летию со дня рождения

Юбилейная выставка живописи и графики Константина Петрова в Российской академии художеств

Выставка «Пространства Андрея Васнецова» в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Евгения Варенцова «Полёт над миром»

Выставка «Лермонтов. Места силы». Финальная серия

Армянские художники в собрании Ростовского областного музея изобразительных искусств

Выставка «Сага о болоте» в Дарвиновском музее

Ольга Тихонова. "На Лоне"

Выставка "Азбука чистоты. Советы Мойдодыра" в Военно-медицинском музее

"Совпадение горизонта". Живопись Владимира Мигачева и Александра Кабина

Выставка «А в степи: бушует ветер...» в Центре современного искусства AZ/ART

Выставка к 10-летию воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в Коломенском

Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда

Итоговая коллажная выставка в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru