18 и 19 октября 2011 года в Волгограде проходила Международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы изучения творчества И.И. Машкова и художников "Бубнового валета". Она была посвящена 130-летию со дня рождения живописца и столетию организации этого творческого объединения. Участие в ней принимали как маститые ученые – профессура вузов и научно-исследовательских институтов, разных должностных и научных рангов сотрудники художественных музеев, реставраторы аспиранты и студенты.
Географический охват был весьма широк – от Санкт-Петербурга до Владивостока. Международный статус конференции обеспечили докладчики из Украины и Узбекистана. Возрастной разброс участников – от тех, кому немного за 20, до тех, кому уже далеко за 70. И все, благодаря усилиям организаторов, чувствовали себя вполне комфортно и работали с полной самоотдачей. Культурная программа оказалась разнообразной и весьма насыщенной.
Программа конференции была реализована на пленарном заседании и в работе 4-х секций:
1. Теоретические и практические аспекты изучения творческого наследия художников "Бубнового валета" и бубнововалетской традиции в отечественном искусстве.(Руководитель Т.А. Яковлева завотделом художественных музеев России. ГРМ.)
2. Метод художника. (Руководитель Малкова О.П. (Старший научный сотрудник Волгоградского музея изобразительных искусств имени И.И. Машкова. Кандидат искусствоведения). 3.Пространство художника. (Руководитель Гольденберг А.Х. доктор филологических наук, профессор Волгоградского социально-педагогического университета.)
4. Время художника (Руководитель Тропкина Н.Е. (Доктор филологических наук, профессор того же университета).
В докладах пленарного заседания была обозначена приблизительная тематика каждой из секций. Тон всей конференции задал ведущий научный сотрудник ГРМ А.М. Успенский. Название его доклада, обозначенного в программе как "Бубновый валет" - козырная карта русского авангарда" было существенно скорректировано: "Бубновый валет" как крупнейшая художественная сцена эпохи авангарда".
Речь шла о брэнде названия этого общества художников, "грамотно пропиаренном", поддержанном размахом его выставок с изобилием вызывающе дерзких брутальных полотен, провоцирующих перманентные публичные скандалы на диспутах, грубые насмешки прессы, подогревающие интерес публики, что в условиях только ещё складывающегося русского предреволюционного рынка позволило ярмарочным "зазывалам" "Бубнового валета" достичь в короткие сроки достаточно широкой известности и обозначить своё место в художественном процессе эпохи.
Успенский кратко очертил историю этого объединения, его соприкосновения с другими художественными группировками той поры, внутреннюю эволюцию объединения, которое вскоре весьма изменило общее своё лицо, подверг сомнению удобный миф о безболезненном изживании дореволюционной левизны его представителями в советскую пору. Рассказал об интересном проекте Русского музея – выставке "Бубновый валет в русском авангарде" (июнь-ноябрь) 2004. Этот проект пытался наметить путь "Бубнового валета" в его полноте как независимую, достаточно эклектичную и подвижную площадку, на которой шла апробация различных радикальных художественных исканий. И эта попытка дать реальное и полнокровное представление о "Бубновом валете" была целью и стала оправданием этой масштабной экспозиции.
На пленарном заседании с несколько парадоксальным докладом об искусстве позднего Машкова ("антимодернизм как радикальный модернизм") выступил завотделом новейших течений ГТГ К.А. Светляков. О стилистике этого мастера говорила О.П. Малкова, о четырёх его полотнах из собрания нашего музея рассказал я, а Т.А. Яковлева прослеживала традиции искусства "валетов" в творчестве ленинградских художников группы "Одиннадцать", справедливо подчёркивая основополагающее значение статей Л.Вс. Мочалова в осмыслении творчества этих мастеров.
На заседании первой секции главный хранитель Волгоградского музея Кострыкина И. В. подробно рассказала о формировании коллекции круга "валетских" мастеров. О работах Машкова и других "валетских" мастеров в их собраниях говорили А.А. Даценко из Приморской картинной галереи, О.И.Симакова из Брянска, о богатейшем собрании "коренных бубнововалетцев" в Екатеринбургском музее О.А. Горнуг. М.В. Липатова из Бахрушинского музея выступила с сообщением "Художники "Бубнового валета" в театре", а С.И. Ольмезова из Ростова на Дону с интересным сообщением об автопортретах "валетских" живописцев. Такие доклады свидетельствуют о том, что пришла пора и более узких, проблемно ориентированных исследований творчества этих мастеров. Любопытным показалось и сообщение И.И. Арской (ГРМ) "Пока мы без моноклей…" о её кропотливейшей работе, буквально по крупицам воскрешающей полузабытых и совершенно забытых участников выставок "Союза молодёжи".
К сожалению, выступления участников других секций пришлось выслушивать избирательно, а иногда и частично. Е.В. Огаркова подробно исследовала рисунки И.Машкова 1942-1943 годов в контексте развития фронтовой графики тех лет. Доктор фи-лологических наук Торопкина Н.Е.рассматривала творчество этого мастеров контексте отечественной поэзии 1920-1930-х годов, акцентируя в основном переклички сюжетных мотивов, а не образную поэтику. К сожалению, не удалось услышать выступление А.Х. Гольденберга "Онтология вещи: гоголевский аспект в эстетике "Бубнового валета". Ведь именно сопоставления "далековато лежащих идей" нередко оплодотворяли научную мысль, рождая многие нетривиальные выводы. А назревшая необходимость регулярного междисциплинарного общения гуманитариев разного профиля сомнений не вызывает.
Хочется верить, что по материалам этой конференции будет издан полноценный сборник её трудов, и тогда мы сумеем познакомиться с размышлениями искусствоведов, литературоведов, лингвистов, музыковедов, социологов, историков, библиографов, краеведов, этнографов и культурологов по обсуждаемым проблемам.
Модератором круглого стола был А.М. Успенский. Но заданная им программа – пожелания организационных улучшений – не была выдержана сполна: разговор пошёл о разном, что ещё раз свидетельствует о насущной необходимости более частых и более тесных межмузейных контактов, постоянном обмене не только научными сведениями, но и опытом, методами профессиональной учёбы, экспозиционных принципов, издательской практики, выставочной политики. В этом плане несколько шумный и не слишком организованный "круглый стол" оказался интересным и поучительным.
Конференция проходила на фоне содержательной выставки произведений мастеров "Бубнового валета" (в основном поздних их полотен и графических работ), что сделало восприятие многих докладов более наглядным и убеждающим. А с историей сложения всей коллекции Волгоградского музея изобразительных искусств обстоятельно рассказала его главный хранитель Кострыкина И.В.
Е. И. Водонос,
искусствовед, заведующий отделом русского искусства.