Галерея искусств Зураба Церетели представляет трех художников, при всей их несхожести объединенных общностью эстетических принципов. Творчество каждого из участников выставки находит отзвуки в произведениях коллег, построенных на приоритете чистой пластики и многовековой традиции.
Все три мастера принадлежат к поколению, заявившему о себе в 1970-е – начале 1980-х годов. Обладающие богатым опытом и индивидуальной манерой, они признаны в профессиональной среде, неоспорим их вклад в отечественное искусство. При этом все они хранят благодарную память о крепкой, добротной художественной школе легендарной «Строгановки».
Участники творческой группы в разные годы окончили Московское высшее художественно-промышленное училище /бывшее Строгановское/, получив диплом по профессии «художник декоративно-прикладного и монументального искусства». В настоящее время все они реализуют себя как станковисты, однако не забывают и о своей причастности к архитектуре. Глубинную связь с этой первоосновой визуальных искусств мастера выражают через подчеркнутую плоскостность своих произведений и тонкую, изощренную декоративность. Их работы выявляют виртуозное владение композицией, бережное и чуткое отношение к материалу, искусное обращение с инструментарием художника, независимо от избранного им вида искусства. Кроме того, творчеству всех трех мастеров присуща особая музыкальность: она проявляется как в темах и мотивах их произведений, так и в их образном строе, в пронизывающей эти работы ритмике и мелодике.
Истинный лидер в этом трио - Михаил Верхоланцев работает по преимуществу в гравюре и живописи. Валерий Башенин предпочитает живопись, Наталья Вяткина – скульптор, активно занимающийся и графикой. В произведениях трех авторов постоянно улавливаются параллели, как пластические, так и тематические.
Михаил Верхоланцев (род. 1937) предпочитает резцовую гравюру, а именно ксилографию. Вместе с тем композиционная и стилистическая выучка проектировщика, знание архитектоники служат ему как графику. Особенно привлекает мастера репродукционная гравюра: учившийся у старых ксилографов, он культивирует орнаментальность. Умение выдерживать пропорции, игра с масштабом позволили Верхоланцеву мастерски перенести мотивы графических композиций в акварели и живописные полотна, напоминающие картоны для гобеленов. Сюжеты для циклов гравюр Верхоланцев черпает в «Слове о полку Игореве», карельском эпосе «Калевала», музыке Баха и Монтеверди, библейских и евангельских притчах, но преобладают античные темы. Художник иллюстрировал древнегреческие мифы, произведения А.Пушкина, Н.Гоголя, И.Гончарова, Ф.Достоевского, И.Тургенева, Л.Толстого, А.Чехова, И.Бунина, М.Горького, А.Платонова.
В живописи Валерия Башенина (род.1943) ощущается связь с православной иконой, парсуной и лубком, а также искусством примитива; в ней слышны отголоски Ренессанса, русского модерна и авангарда. При этом художник, считающий себя учеником Михаила Шварцмана, упорно ищет выразительный линейный рисунок, добиваясь взаимодействия всех его компонентов с общей геометрией полотна.
Наталья Вяткина владеет деревом и металлом, занимается фарфором – и «лепит», и расписывает его кобальтом. Однако истинная стихия скульптора - керамика, методы работы с ней она переносит даже в монументальную пластику. В горизонталях и вертикалях, пластических объемах Вяткиной заметно увлечение кубизмом и экспрессионизмом. В произведениях мастера, с их лиризмом, гармонией, выверенностью пропорций, читается подлинная скульптурность, несмотря на тяготение к четкой геометрии линий и графичности силуэта.
Все три художника активно участвуют в московских, российских и зарубежных выставках. Произведения каждого из них включены в музейные и частные коллекции, в том числе столь значимые, как Третьяковская галерея, Музей керамики «Кусково», а также хранятся в региональных художественных музеях России и ряде зарубежных собраний.
В экспозицию вошло свыше 100 произведений станковой живописи, скульптуры и графики из личной коллекции авторов.
Приглашаем посетить