21 октября 2011 года в 17 часов в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева (ул. Первомайская, 75) состоится открытие персональной выставки художественных работ Л.Г. Федотова. На выставке будут представлены более тридцати работ художника.
Федотов Леонид Григорьевич (1931) выпускник Саратовского художественного училища, член Союза художников, участник областных, региональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок, престижных аукционов. Его полотна в ряде музеев, частных собраниях и галереях России и ряда зарубежных стран.
Творчество талантливого саратовского живописца Леонида Федотова хорошо знакомо нашему зрителю. Особость живописной манеры не акцентирована, но сразу бросается в глаза. Его отличает цельность и органичность творческого пути. Ему присуща определённость художественных убеждений, которым он не изменял никогда. Конечно же, Федотов – прирождённый пейзажист, мастер. Это не означает, что он не обращался к иным жанрам. К этому нередко подталкивали требования выставкомов. Но и сам он никогда не терял интереса к окружающей жизни.
Запомнились острота образной характеристики в автопортрете и портретах дочери, декоративная праздничность его сияющих или приглушённо мерцающих нарядных букетов, интересные попытки монументализации образа в масштабных пейзажно-жанровых композициях, достоверность облика русской крестьянки в изображении матери, сбивающей в пахталке масло. Но душой его искусства оставались пейзажи, где убедительно раскрывалось лирическое мироощущение художника, импульсивность творческого воображения. Федотовские пейзажи, соединяющие натурное начало с поэтической одушевлённостью, требуют неторопливого и сосредоточенного созерцания. Они передают "душевные вибрации" живописца, пленяют искренностью чувства, правдой лирического переживания мотива.
У него не было стремления к своевольному преображению натуры. Его полотна выдержаны в гамме несколько приглушённой, построенной на тонких тонально-цветовых отношениях. Он никогда не щеголял раскованностью письма. Можно смело говорить о вполне традиционной "картинности" лучших его пейзажей. Но подход к мотиву у него взволнованно-эмоциональный. Осязаемо воссоздавая состояние реального пейзажа, он как бы невольно переводит его в интонации лирически-напевные, делает непосредственно-чувственное способом выражения своих переживаний. Он ищет в самой природе наиболее точный зрительный эквивалент собственным своим ощущения.
Когда говорят о богатстве декоративных возможностей цвета в федотовских полотнах, не следует забывать, что они выросли на пленэрной основе. При всей импульсивности его творчество базируется на прочной основе каждодневных натурных наблюдений. И в даже самом субъективно-лирическом пейзаже всегда проглядывает реальный натурный прообраз, опоэтизированный художником.
Искрящаяся белизна снега, медь и золото осени, знойное марево июльского полдня, мягкое сияние весеннего утра, белесовато- голубое небо над рябью воды или сумрачный свет ненастья – всё увидено художником и переплавлено в краски его картин. Поэтому лирический пленэр Федотова так убедителен: в нём и ощущение душевной подлинности, и уверенность в том, что мастер сумел услышать и воссоздать затаённую мелодию реального мотива, что эти полотна результат столь тесного эмоционального срастания художника с ним, когда сами краски природы становятся цветом его субъективных переживаний.
Леонид Федотов – один из самых значительных саратовских пейзажистов. Его этюды и картины отличаются зрелостью мастерства, глубоким чувством волжской природы, лирической погружённостью в её беспрерывно меняющуюся жизнь, они пленяют романтической взволнованностью и задушевностью интонаций.
Водонос Е.И.