27 октября 2011 года в 17 часов в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева (ул. Первомайская, 75) состоится открытие персональной выставки художественных работ В.Н. Ситникова. На выставке будут представлены более тридцати работ художника.
Ситников Виктор Николаевич родился в 1946. С 1961 по 1966 год учился на декоративно-монументальном отделении Саратовского художественного училища. Его педагогами были В. А. Конягин, Л.Л. Захарова Ю. Н. Бубнов, В.К. Данилов, но основным наставником стал энтузиаст обучения дизайнерским навыкам и приёмам Р.М. Симонов. Виктор Ситников член Союза художников России с 1990 года. Он участник групповых, областных, региональных, республиканских и зарубежных выставок. В последние десятилетия художник провёл ряд персональных выставок в музеях Саратова и дважды в галерее "Эстетика"). Он является номинантом и дипломантом (в 2000 году) творческого конкурса на приз "Золотая палитра".
Его произведения представлены в Радищевском музее других музеях Саратова, а также музеях Энгельса, Вольска, частных собраниях и галереях России, США, Германии, Японии, Италии, Югославии. Это зрелый и активно работающий мастер, оставаясь в своём творчестве ещё достаточно молодым, постепенно переходит в разряд патриархов местного изобразительного искусства.
Ситников принадлежит к числу художников, обратившихся непосредственно к живописи достаточно поздно, но неожиданно совершивших стремительный рывок уже в 1990-е годы. С 1966 года он работал в архитектурной мастерской, занимаясь дизайном жилых и служебных помещений. Живописные произведения создавал в эти годы от случая к случаю. Но ближе к концу 1980-х годов целиком отдался творческой работе.
Архитектурный дизайн, которому Ситников отдал четверть века, бесспорно, сказался и в его станковой живописи: и в выборе излюбленных мотивов: как правило, городских, и в характере построения картины. В ранних полотнах художника пластика явно преобладала над цветом, конструкция над эмоцией. Красочная гамма была достаточно однообразной и в значительной мере монохромной. Таковы в основном его городские пейзажи рубежа 1980-1990-х годов, дотошно и несколько суховато воссоздающие ландшафтные особенности избранного мотива.
Но вскоре на выставках стали появляться его полотна, в которых ассоциативное восприятие мотива было гораздо богаче буквального его прочтения. Стало очевидным наличие в холстах Виктора Ситникова определённой философии жизни, которую он желал бы как бы непроизвольно внушить зрителю. За истекшие десятилетия эта черта ситниковского образного мышления проявилась полнее и гораздо отчётливее. Его всегда интересовало, как окружающая городская среда исподволь воздействует на душевное состояние человека, как очень незаметно, но неотвратимо формирует она особенности каждой личности. Художник упорно разрабатывал и продолжает разрабатывать различные аспекты этой темы.
География его саратовских мотивов легко узнаваема: это самый центр сегодняшнего города, его знаковые здания, улицы и площади, увиденные в разную пору года, в различное время суток на зыбкой грани реальности и полупризрачной грёзы. Это пространство объективно-субъективное: реально существующее и легко опознаваемое и вместе с тем с тем преломлённое сквозь призму фантазийного видения живописца. Такое сопряжение вполне достоверного и вместе с тем виртуального – фундамент ситниковской персональной поэтики, предопределившей своеобразие образного языка его основных произведений с некоторой «обесплоченностью» в них самой живописной ткани, дематериализующей предметный мир, словно полурастворённый вибрацией светоносного цвета. Всё это вместе и создаёт немного призрачную и таинственную ауру таких картин.
Не зря говорилось о методе слегка отстранённого и как бы "расфокусированного" показа, заряжающего какой-то мистериальностью абсолютно реальные и вполне конкретные городские пейзажи. Нечто вроде "наплывов", часто используемых в кино. Влияние образности этого вида искусства в живописи Виктора Ситникова достаточно ощутимо. Иногда его полотна кажутся откровенно фантазийными.
Выработанная в зрелые годы художником особенная живописно-пластическая система позволяет ему произвольно трансформировать всю окружающую среду, как бы изымая её из будничного потока повседневности, метафоризировать её в духе своих интуитивных чувствований, создавая своего рода мифологию городского пространства и городской жизни. Искусство Ситникова требует сосредоточенного внимания и известной смелости зрительского восприятия для понимания того, что сказано живописцем. А такие зрители и ценители его творчества уже появились.
Водонос Е.И.