26 сентября 2011 гола открывается выставка «Давид Боровский. Убегающее пространство» (театральные макеты, эскизы декораций и костюмов) из фондов Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина, приуроченная к Международному конгрессу «Культура как ресурс модернизации».
Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина основан 29 октября 1894 года известным московским промышленником и меценатом Алексеем Александровичем Бахрушиным (1865-1929). Сегодня в фондах музея более 1,5 миллионов экспонатов. Это эскизы костюмов и декораций выдающихся мастеров сценографии, фотографии и портреты, сценические костюмы великих актеров, программы и афиши спектаклей, редкие издания по театральному искусству, предметы декоративно-прикладного искусства и многое другое. Музей стал партнером проекта Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» «МОСТ» - победителя Всероссийского грантового конкурса культурных проектов «Современная культура России на территории Ульяновской области».
Согласитесь, рядовые зрители не всегда обращают внимание на фамилии тех, кто значится в программке спектакля помимо любимых актеров и режиссера. Но волшебство настоящего спектакля, превращающее «театр, в нечто большее, чем театр» невозможно без художника, который является одним из главных созидателей театрального действа.
Одним из самых ярких представителей отечественной сценографии второй половины XX века был Давид Львович Боровский (1934-2006), народный художник Украины и России, лауреат премии «Триумф», многих международных наград. «Убегающее пространство» - так назвал Давид Львович Боровский свою книгу, которая оказалась прощальным приветом художника. Послевоенное детство, люди театра, учителя, замыслы спектаклей, мысли и чувства, наблюдения записаны в ней так, что чувствуешь живое дыхание. Отпечаток личности объединяет все, на чем останавливался глаз. Видеть – значит осмыслять.
Книга дала название и этой выставке. Может быть, для кого-то она будет первым знакомством с творчеством выдающегося нашего современника, и тогда пусть станет началом серьёзного изучения. Современное может быть классическим – помогает понять Боровский.
Эскизы и макеты к чеховским спектаклям занимают здесь основное место. Это не случайно. Чехов любимый автор художника, к нему он возвращался на протяжении жизни многократно. И «Чайка», и «Вишневый сад» в разные годы обретали новый образ, вбирая страдания людей и мечты о счастье. Боровский ощущал Чехова близким человеком и делал его современником зрителю.
Творческий путь Давид Львович начинал в Киеве, работал в Москве, в Петербурге, в Париже, в Будапеште, в Мюнхене, в Афинах, в Лондоне, в Милане…в драматических и оперных театрах. Его наследие необъятно, бесценно. Давид Боровский уникален хотя бы тем, что был принят всеми практиками театра. С его именем связана новая эпоха в сценографии. Его решения на сцене и в жизни всегда были простыми, классическими и современными.
Спектакли Давида Боровского не забыть! «А зори здесь тихие», «Гамлет» «Деревянные кони» с Любимовым на Таганке, «Иванов» с Ефремовым во МХАТе, «Дон Жуан» с Эфросом на Бронной, «Дядя Ваня» с Додиным в МДТ-Театре Европы… Сценография этих спектаклей – подлинные шедевры, без преувеличения.
Его называли гением вещественности, творцом предметного мира, признавали философом и поэтом. Щедрость фантазии и самоограничение, свобода и аскетизм, целостность и цельность мировоззрения, чувство юмора и чувство цехового братства сделали Давида Боровского легендой художественного мира. Он - мастер, у которого огромная школа учеников, последователей.