18 сентября 2011 г. в Музее истории города Ярославля начался новый сезон ежегодного видеолектория «Путешествие в страну Культуры». Этот цикл лекций на темы науки, искусства и этики является совместным проектом Музея и Ярославского Рериховского общества и уже семь лет вызывает неизменный интерес у ярославцев.
В начале встречи председатель Ярославского Рериховского общества С.В.Скородумов рассказал о мероприятиях, которые будут представлены посетителям Музея в течение ближайших месяцев. 16 октября 2011 г. методист Ярославской областной юношеской библиотеки имени А.А. Суркова С.Н.Левагина проведет беседу из цикла «Литературный Ярославль». 30 октября 2011 года слушатели лектория познакомятся с обзором Международной научно-общественной конференции «Живая Этика – импульс космической эволюции», инициатором которой выступил Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха (Москва). Планируется также организовать творческий вечер, посвященный литовскому художнику М.К.Чюрленису.
Затем педагог Центра анимационного творчества «Перспектива» И.М.Себелева представила собравшимся программу «Иконопись XXI века». Именно так называют специалисты творчество художника-иконописца Юрия Кузнецова, чья персональная выставка проходит в это время в Музее. Эта необычная иконопись хотя и имеет истоки в традиционной, но существенно расширяет ее границы. Внешне она похожа на прием «жемчужного шитья», который применялся в древнерусском искусстве для украшения оклада иконы, но ее смысл намного глубже. Новый иконописный стиль получил свое название по имени его создателя – «кузнецовское письмо» и был официально зарегистрирован Российским авторским обществом в 2006 году. Особенностям этого стиля и искусства иконописи в целом и была посвящена первая в этом сезоне программа видеолектория.
В первой части программы И.М.Себелева рассказала посетителям об истории русской иконописи, ее значении, специальных приемах, используемых в написании икон, иконографии.
Икона – не просто живописное произведение. Она призвана напомнить человеку, что помимо того мира, в котором он живет есть еще и другой, Высший мир, где царят не материальные ценности, а духовные. Выдающийся художник-философ Н.К.Рерих в прошлом веке предсказал, что «иконопись будет важна для будущего, для лучших открытий искусства».
В ходе лекции особенно подробно было рассмотрено глубокое содержание и художественная ценность иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым в XV веке и заново открытой реставраторами в XX-м. Три Ангела – явление Высшего мира, символизирующее Святую Троицу: Бога Отца, Иисуса Христа и Святого Духа. Как живое воплощение Любви, готовой жертвовать собой и напоминание человеку, что он временно здесь на Земле, и ничего не сможет унести с собой отсюда, кроме своей души и любви, взращенной в ней. Известный русский философ Павел Флоренский сделал потрясающий по простоте и силе вывод: «Если есть Троица Андрея Рублева, значит, есть Бог». Важная мысль, которой хотел поделиться Андрей Рублев с миром в этой иконе, принадлежит Преподобному Сергию Радонежскому: «Пусть люди смотрят на Троицу и той любовью, которую они получат в ответ, побеждают ненавистную рознь мира сего». «Троица» явилась людям, жившим в мире разобщенности и насилия, и предложила им альтернативу – любовь и взаимопонимание. То же она предлагает и нам, так же тоскующим по миру без зла.
Душа человека нуждается в красоте или, как говорят, взыскует ее. Искусство, причастное к духовной красоте, всегда направляло человека к совершенствованию. Это в полной мере относится и творчеству художника-иконописца Юрия Кузнецова. Его иконы поражают яркостью красок, сложными узорами орнаментов, богатством цветовой палитры. И благодаря этому святой образ иконы становится каким-то особенно сияющим, многомерным и запоминающимся.
Искусствоведы называют эту технику бисерной или жемчужной, но наверно, точнее назвать точечным письмом. Лики святых рисуются отдельно, причем с соблюдением всех канонов, а вот одежда, фон, орнамент иконы, состоят из огромного количества разноцветных точек. Юрий Кузнецов объясняет необходимость такой техники тем, что для создания божественных образов требуются цвета, которых не существует в земной природе. Обычным смешением красок их получить невозможно, а нанесение рядом множества точек разных цветов и оптическое их смешение при рассмотрении дает именно такой неземной тон, и икона словно излучает сияние неземного мира.
Особое значение отводит иконописец орнаменту иконы, который никогда не повторяется. У него орнамент – это не просто украшение, через него Юрий Кузнецов передает информацию о Житии Святого, которое он перед работой внимательно изучает.
Директор Музея имени Н.К.Рериха, академик РАЕН и РАКЦ Л.В.Шапошникова, выступая на открытии выставки Юрия Кузнецова в Москве, отметила, что орнаменты его икон напоминают древние письмена, которые еще не расшифрованы, но это дело будущего. Как искусство художников-космистов опережает эволюцию и носит провидческий характер, так и иконопись Юрия Кузнецова несет нам эволюционно новую красоту.
Действительно, при долгом созерцании этих икон создается впечатление, что в причудливом переплетении линий орнамента и неожиданных сочетаниях цвета заложена информация обо всем: от устройства мироздания до разрешения житейских ситуаций. Иногда они дают ощущение мерцания далеких звезд, сливающихся в бесконечность Вселенной. В них определенно чувствуется причастность к космической красоте.
Во время лекции на экране демонстрировались лучшие примеры древнерусского искусства, в том числе знаменитые иконы ярославской школы. Посетители Музея имели возможность убедиться, что в иконописи русская душа являет самое прекрасное, что в ней есть. Благодатная сила русской иконы не раз спасала Россию и служила многим поколениям источником радости и утешения. Неслучайно в наше время искусство иконописи переживает время подъема, и интерес к нему все возрастает. Для кого-то икона является эстетической ценностью или интересным объектом познания. Человек, ищущий истину широко, увидит в иконе мост между мирами – видимым и невидимым. Для верующих икона – помощь в молитве и духовном делании. Очевидно одно: современный мир и искусство нуждается в таких образах! Сохранив в себе обращенность к внутреннему миру человека, к его бессмертному духу, искусство иконописи продолжает утверждать высокие идеалы добра и веру в победу Света.