НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Антонелло да Мессина. Шедевры из музеев Сицилии

c 10 сентября по 20 ноября 2011Москва
Государственная Третьяковская галерея
Антонелло да Мессина (ок.1425/1430–1479) – знаковая фигура в искусстве Раннего Возрождения. В российских музейных собраниях нет ни одной работы этого выдающегося художника итальянского Ренессанса, поэтому выставка даже четырех произведений Антонелло да Мессина в Третьяковской галерее является важным фактом художественной жизни и значимым событием Года итальянской культуры и итальянского языка в России.

Творчество Антонелло да Мессина представляет «самый убедительный и органичный синтез из элементов нидерландской и итальянской художественной культуры, синтез, который можно смело отнести к числу высочайших достижений кватроченто» (В.Н.Лазарев). Путешествие четырех произведений Антонелло да Мессина из Сицилии в Москву (причем три из них впервые вывозятся за пределы Италии!) позволит зрителям сопоставить русскую и итальянскую культуры, далекие географически, но при этом объединенные общей художественной памятью о влиянии византийского искусства. Именно в ранних работах Антонелло да Мессина, которые будут представлены на выставке, можно увидеть признаки общей византийской наследственности с русскими иконами XV–XVII веков.

В изучении творчества Антонелло да Мессина неизменно встает вопрос о художественных влияниях разных культур. В XV веке город Мессина, родина художника, находился на перекрестке торговых путей, соединяющих Восточное Средиземноморье с окраинами Западной Европы. Начальное образование художник получил, вероятно, в мастерской отца, который был резчиком по камню и ювелиром. Но маленький город мало что мог дать юному художнику в отличие от Неаполя, столицы королевства и центра «Средиземноморского Возрождения», признанного места распространения фламандской, испанской и французской живописи. Именно в Неаполе в период с 1445 по 1455 год началась настоящая карьера Антонелло при дворе короля Альфонсо Арагонского (1442–1458), который слыл хитрым и ловким политиком, стремящимся окружить свой престол ореолом «просвещенного монарха». Таким образом, Антонелло, не выезжая за пределы Неаполитанского королевства, имел возможность ознакомиться со всеми тонкостями нидерландской живописи, которая была в большом почете при дворе.

В 1457 или в 1460 году (существуют противоречивые документы) художник снова вернулся в Мессину, где обзавелся своей мастерской и работал самостоятельно. Исследователи предполагают, что Антонелло да Мессина мог в этот период посетить Рим. Известно, что в период между 1460 и 1465 годами художник работал в родном городе, что следует из сохранившихся документов о заказах. Учитывая, что все работы этого периода утрачены, двусторонняя доска «Мадонна с благословляющим Младенцем и преклоненным францисканцем» с «Ecco Homo» на оборотной стороне (дерево, темпера. 16х11,9. Мессина, Региональный музей Мария Акашина), представленная на выставке, является одной из немногих сохранившихся ранних работ Антонелло да Мессина. Исследователи относят ее к периоду между 1465 и 1470 годами. Очень вероятно, что она была частью небольшого переносного алтаря. Эта работа была приобретена в 2003 году в частной немецкой коллекции и передана в региональный музей в Мессине.

Еще три доски – с изображением св.Джероламо, св.Грегорио и св.Агостино (дерево, темпера. 39х31, 46,5х35,5, 46,5х35,5. Палермо, Региональная галерея Палаццо Абателлис) – в 1952 году были расчищены реставраторами от поздних записей. Вместе с четвертой утерянной доской они, вероятно, составляли верхнее завершение многосоставного алтаря – полиптиха. Исследователи датируют эти работы 1473 годом. Двумя годами позже Антонелло да Мессина приехал в Венецию, и полученные им заказы говорят о том, что он был уже признанным художником, чье творчество ценилось. После знакомства с творчеством Андреа Мантеньи, Пьеро делла Франческа живописный язык Антонелло становится более монументальным, обобщенным. С другой стороны, считается, что именно Антонелло да Мессина оказал влияние на североитальянских живописцев, в частности на Джованни Беллини, продемонстрировав возможности масляной техники в передаче свето-воздушной среды и тонких цветовых соотношений, что было крайне важным для венецианской живописи.

В сентябре 1476 года художник вернулся в Мессину, которую уже больше не покидал, до самой смерти в 1479 году работая над заказами. Несмотря на недолгую жизнь, он сумел впитать и органически переработать самые противоречивые идейные и художественные течения своего времени – и мир «бесконечно малых величин» нидерландцев, и спокойный монументальный язык Пьеро делла Франческа, и перспективные искания Мантеньи.

Выставка, организованная в рамках Года двустороннего культурного сотрудничества России – Италии 2011, подготовлена итальянскими исследователями совместно с сотрудниками Третьяковской галереи. Небольшой, но информативный каталог выставки может послужить поводом для углубленного изучения многогранной и загадочной личности художника.

Пресс-конференция 9 сентября в 14.00

Выставка открыта с 10 сентября

Лаврушинский переулок, 10, залы № 46–48

www.museum.ru/N43746
Ваше мнение »»

»»Государственная Третьяковская галерея
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:См. здесь
Телефоны:+7 (495) 957-0727
сайт:tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 12.05.2025  x    ?  


«Ночь музеев» в Санкт-Петербурге

«Ночь музеев» в Государственном музее Л.Н. Толстого

Импрессионизм до полуночи. «Ночь музеев» в Музее русского импрессионизма

XIII Фестиваль тюльпанов на Елагином острове, С.-Петербург

Кунсткамера в годы войны: крепость науки и обороны

Страна побед. К 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Акция «Ночь музеев» в Вологодском музее-заповеднике

Выставка «Битва за Ленинград» в Музее политической истории России

"Ночь музеев-2025" в Приморской картинной галерее

Художественная выставка «Вернисаж Победы»

Выставка «Под покровом любви» в Музее кино

Булгаков Фест 2025 ко дню рождения писателя

Выставка «Гдеторай» в Новосибирском художественном музее

Россия в моей душе. Клаудиа Ван

Выставка "Опаленные огнем…" в Елагиноостровском дворце

«От Сталинграда до Берлина». К 125-летию со дня рождения Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова

Выставка "Богатырь земли русской…"

XVII Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета в Угличе

Выставочный проект «На неведомых дорожках…» в Сахалинском художественном музее

От Возрождения до Модерна. Шедевры художественного серебра из собрания Государственного исторического музея

Память священна! Выставка лаковой миниатюры, посвященная Дню Победы

Выставка белорусской художницы Христины Высоцкой «Кветки и раслины»

Карельские мифы

Выставка «В шкафу» в Московском музее современного искусства


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru