Антонелло да Мессина (ок.1425/1430–1479) – знаковая фигура в искусстве Раннего Возрождения. В российских музейных собраниях нет ни одной работы этого выдающегося художника итальянского Ренессанса, поэтому выставка даже четырех произведений Антонелло да Мессина в Третьяковской галерее является важным фактом художественной жизни и значимым событием Года итальянской культуры и итальянского языка в России.
Творчество Антонелло да Мессина представляет «самый убедительный и органичный синтез из элементов нидерландской и итальянской художественной культуры, синтез, который можно смело отнести к числу высочайших достижений кватроченто» (В.Н.Лазарев). Путешествие четырех произведений Антонелло да Мессина из Сицилии в Москву (причем три из них впервые вывозятся за пределы Италии!) позволит зрителям сопоставить русскую и итальянскую культуры, далекие географически, но при этом объединенные общей художественной памятью о влиянии византийского искусства. Именно в ранних работах Антонелло да Мессина, которые будут представлены на выставке, можно увидеть признаки общей византийской наследственности с русскими иконами XV–XVII веков.
В изучении творчества Антонелло да Мессина неизменно встает вопрос о художественных влияниях разных культур. В XV веке город Мессина, родина художника, находился на перекрестке торговых путей, соединяющих Восточное Средиземноморье с окраинами Западной Европы. Начальное образование художник получил, вероятно, в мастерской отца, который был резчиком по камню и ювелиром. Но маленький город мало что мог дать юному художнику в отличие от Неаполя, столицы королевства и центра «Средиземноморского Возрождения», признанного места распространения фламандской, испанской и французской живописи. Именно в Неаполе в период с 1445 по 1455 год началась настоящая карьера Антонелло при дворе короля Альфонсо Арагонского (1442–1458), который слыл хитрым и ловким политиком, стремящимся окружить свой престол ореолом «просвещенного монарха». Таким образом, Антонелло, не выезжая за пределы Неаполитанского королевства, имел возможность ознакомиться со всеми тонкостями нидерландской живописи, которая была в большом почете при дворе.
В 1457 или в 1460 году (существуют противоречивые документы) художник снова вернулся в Мессину, где обзавелся своей мастерской и работал самостоятельно. Исследователи предполагают, что Антонелло да Мессина мог в этот период посетить Рим. Известно, что в период между 1460 и 1465 годами художник работал в родном городе, что следует из сохранившихся документов о заказах. Учитывая, что все работы этого периода утрачены, двусторонняя доска «Мадонна с благословляющим Младенцем и преклоненным францисканцем» с «Ecco Homo» на оборотной стороне (дерево, темпера. 16х11,9. Мессина, Региональный музей Мария Акашина), представленная на выставке, является одной из немногих сохранившихся ранних работ Антонелло да Мессина. Исследователи относят ее к периоду между 1465 и 1470 годами. Очень вероятно, что она была частью небольшого переносного алтаря. Эта работа была приобретена в 2003 году в частной немецкой коллекции и передана в региональный музей в Мессине.
Еще три доски – с изображением св.Джероламо, св.Грегорио и св.Агостино (дерево, темпера. 39х31, 46,5х35,5, 46,5х35,5. Палермо, Региональная галерея Палаццо Абателлис) – в 1952 году были расчищены реставраторами от поздних записей. Вместе с четвертой утерянной доской они, вероятно, составляли верхнее завершение многосоставного алтаря – полиптиха. Исследователи датируют эти работы 1473 годом. Двумя годами позже Антонелло да Мессина приехал в Венецию, и полученные им заказы говорят о том, что он был уже признанным художником, чье творчество ценилось. После знакомства с творчеством Андреа Мантеньи, Пьеро делла Франческа живописный язык Антонелло становится более монументальным, обобщенным. С другой стороны, считается, что именно Антонелло да Мессина оказал влияние на североитальянских живописцев, в частности на Джованни Беллини, продемонстрировав возможности масляной техники в передаче свето-воздушной среды и тонких цветовых соотношений, что было крайне важным для венецианской живописи.
В сентябре 1476 года художник вернулся в Мессину, которую уже больше не покидал, до самой смерти в 1479 году работая над заказами. Несмотря на недолгую жизнь, он сумел впитать и органически переработать самые противоречивые идейные и художественные течения своего времени – и мир «бесконечно малых величин» нидерландцев, и спокойный монументальный язык Пьеро делла Франческа, и перспективные искания Мантеньи.
Выставка, организованная в рамках Года двустороннего культурного сотрудничества России – Италии 2011, подготовлена итальянскими исследователями совместно с сотрудниками Третьяковской галереи. Небольшой, но информативный каталог выставки может послужить поводом для углубленного изучения многогранной и загадочной личности художника.
Пресс-конференция 9 сентября в 14.00
Выставка открыта с 10 сентября
Лаврушинский переулок, 10, залы № 46–48