Творчество вологодского живописца Евгения Молева сегодня становится все более заметным явлением в изобразительном искусстве Вологодчины. За более чем тридцать лет активной творческой работы художником написано около семисот живописных произведений. Это многочисленные натурные пейзажные этюды, созданные на улицах и площадях Вологды, во время поездок на пленэры по Вологодчине и в ближайшие северные области России, пейзажи-картины, выполненные в мастерской по натурным впечатлениям, интерьерные композиции, натюрморты, отдельные портреты. Приятно отмечать, что именно последние годы стали для живописца наиболее плодотворными. За прошедшие пять лет Евгений Молев создал около четырехсот новых произведений, на основе которых можно с полной уверенностью говорить о наступлении поры творческой зрелости художника-пейзажиста.
Персональная выставка живописи Евгения Молева 2011 года в верхнем этаже Центрального выставочного зала областной картинной галереи, приуроченная к 55-летию художника, получила свое название по строчке стихотворения Николая Рубцова «В святой обители природы». Показано более двухсот живописных работ, и почти все из них – премьеры для вологодского зрителя. Художник как бы размахнулся во всю силу и мощь своего таланта. На основе малых и камерных по форме и ощущению натурных этюдов создано несколько серий крупных панорамных архитектурных видовых и обобщенных ландшафтных пейзажей-картин, которые сегодня столь редки не только в вологодском, но и в целом в российском современном изобразительном искусстве. Идейной составляющей общего замысла новой выставки стали такие емкие и масштабные по своей значимости понятия, как Родина, Русский мир, Русский Север. Сегодня художника больше всего вдохновляют такие поэтически воспетые в России лирические образы, как лес и вода, ему захотелось написать проплывающие над Русью светлые облака, сохранить навсегда тишину и благодать народной жизни на малых полустанках, в старинных городах и деревнях Вологодчины.
Активному развитию профессионального мастерства и творческо-образного потенциала Евгения Молева способствует самое заинтересованное отношение художника к культурной жизни Вологодчины и Русского Севера. Он постоянно участвует в пленэрных поездках по области. Среди главных точек его творческой работы последних лет Кирилло-Белозерский и Павло-Обнорский монастыри, Великий Устюг, Тотьма и Кадников, деревни Шелота, Петраковская и другие Верховажского района, Вологда и ее окрестности. Дважды художник участвовал во Всероссийских пейзажных пленэрах в Музее-усадьбе выдающихся художников В.М. и А.М. Васнецовых в сере Рябово Кировской области, теперь это филиал Вятского художественного музея. Евгений Молев много путешествует по России. Это старинный Каргополь в Архангельской области, монументальный ансамбль Соловецкого монастыря, затерянный в лесах и ныне активно возрождающийся Антониево-Сийский Троицкий монастырь, Толгский Свято-Введенский женский монастырь под Ярославлем, Мурманск, Севастополь и памятные места Крыма. На его творческой карте нет популярных зарубежных маршрутов и столичных достопримечательностей. Ему ближе и милее северные места, в которых территориальная провинциальность лишь способствует сохранению и приумножению духовной художественной красоты и силы воздействия на творчески одаренного человека.
Отличительной чертой творчества Е.Б. Молева является создание больших панорамных пейзажей с видами старинных архитектурных памятников Русского Севера. В них художник стремится сохранить узнаваемую достоверность всех уголков больших монастырских и городских ансамблей и добиться просветленно-эмоционального впечатления от увиденных святынь и древних крепостей. Наиболее удачны из них те, в которых архитектура увидена и передана не как застывшая каменная зодческая данность, а как средовое и историческое явление в суровом природном и временном окружении. Особенно запоминаются монументальные по размаху и эмоциональные по трактовке панорамные картины «Зимнее солнце. Кирилло-Белозерский монастырь» (2010), «На северных рубежах. Соловки» (2005), «Толгский Свято-Введенский женский монастырь под Ярославлем» (2009), «Кремлевская площадь в Вологде» (2008), «Вербное воскресенье» (2008). Для полноты всеохватной картины открывающихся пространств северных полей, лесов и озер художник начал писать панорамные пейзажи с соборных колоколен. Пока таких «колокольных» видов несколько: «Золотая осень в Кирилло-Белозерском монастыре» (2010), «Купола Великого Устюга» (2011), но работа над ними будет, безусловно, продолжена.
Впервые на выставке 2011 года экспонируется особая группа большеформатных пейзажных картин Е. Молева, в которых художник расширяет привычные для себя, уже сложившиеся композиционные и образно-содержательные рамки. От живописания чистой природы существующих как бы самих в себе архитектурных ансамблей русской старины мастер переходит к бытийным картинам «о времени и о судьбах людских».Таковы большие холсты «На Покрова. В Антониево-Сийском Троицком монастыре» (2009), «Весна в Каргополе» (2010), «На Троицу. Деревня Макаровская» (2010), «Осенние дожди. Антониево-Сийский Троицкий монастырь в Архангельской области» (2011), «В предзакатный час» (2011). Эти произведения приобретают ясное, определенно выраженное эмоциональное состояние, как некий духовный посыл, будь то облачная или весенняя просветленность через весенний искрящийся снег и белизну проплывающих над полем облаков или, наоборот, духовное сосредоточение монаха у церковных стен, тревожное ненастье надвигающейся непогоды. Думается, что в этом важном и перспективном творческом направлении художник может успешно развиваться и дальше.
Выставка живописных работ Евгения Молева «В святой обители природы» является качественно новым этапом творческого развития художника. Она знаменует переход мастера от этюдного к картинному мышлению в пространстве традиционной реалистической живописи русского демократического искусства. Этот процесс далеко не прост, он ставит перед всяким художником сложную задачу: как в большой картине найти и реализовать необходимый для него глубокий и образно-содержательный замысел и при этом не потерять свежести чувств и динамичности живописного письма этюдного натурного восприятия природы. Думается, что уже сегодня Е.Б. Молев нашел в своих лучших пейзажных картинах это гармоничное сочетание формы и чувства. Природа на его картинах действительно становится не просто и не столько хорошо знакомым и приятным видом, а «святой обителью» истинной красоты и высокой духовности.