Юбилейная выставка произведений Валентины Шапкиной, открывающаяся 27 августа в залах Вологодской областной картинной галереи, - четвертая по счету экспозиция этого незаурядного мастера, снискавшего за последние годы заслуженное признание и популярность у вологодской публики, у всех ценителей современного изобразительного искусства.
С момента первой демонстрации живописных работ художника в 1980-е годы, а это уже и тогда были натюрморты, прошло немало времени, прежде чем по-настоящему в полном объеме начала раскрываться перед нами творческая личность Валентины Шапкиной. На областных и межрегиональных художественных выставках она чаще всего успешно выступала как художник-прикладник, мастер росписи по дереву или автор монументальных и камерных гобеленов. И неудивительно, ведь базовое профессиональное образование Валентина Никитична уроженка южной Белгородской области, утопающего в пышных садах города Валуйки, получила в Загорском художественно-промышленном училище игрушки, куда поступила с первой попытки и блестяще его закончила. Уже тогда педагоги отмечали ее незаурядные способности и достижения в области рисунка и живописи. Неслучайно, что по приезде в Вологду она сразу была утверждена на должность главного художника-конструктора процветающего в то время предприятия Вологодской фабрики игрушек.
Мне думается, что и сама Вологда, и та творческая среда художников, реставраторов и музейщиков, которые с первых лет окружали Шапкину, поддержка семьи в немалой степени повлияли на ее стремление наряду с работой в декоративно-прикладном искусстве серьезно заняться и станковой живописью. Нельзя отрицать и то, что творческая работа в прикладном искусстве непосредственно повлияла на выбор любимого живописного жанра художницы, которым стал натюрморт. Но думаю, что здесь не обошлось и без сформировавшихся к этому времени художнических пристрастий, где, прежде всего, было увлечение европейской и отечественной классикой конца XVII – XVIII веков, в высоких образцах которой логика и разум органично сочетались с эстетикой цвета и рисунка, с богатой образной культурой. Со временем по-новому открылось для нее особое обаяние искусства французского и русского импрессионизма, когда через пластику живописной структуры, колористический строй художникам XIX – начала XX века удавалось сохранять свежесть чувственных натурных впечатлений от природы.
Постепенно сформировалось и свое избирательное отношение к предмету изображения. Валентине Шапкиной необходимо было пройти через так называемые «ситуационные» сюжетно-бытовые натюрморты, чтобы прийти к трактовке изображенного мотива как символу, олицетворяющему понятия красоты и гармонии мира. Изображая сирень, огромный букет которой непременно заполняет все пространство холста, она создает яркий символический образ цветущей и благоухающей вечной природы. Старинные вещи в ее натюрмортах обласканы взглядом и сердцем художника, потому что изначально они из поколения в поколение несут в себе любовь их владельцев и создателей.
В тематическом многообразии натюрмортов Валентины Шапкиной можно условно выделить три основных направления. К первому из них относятся так называемые «визуальные» натюрморты, когда предметом изображения для художника служат конкретные вещи сегодняшнего дня. Чаще всего это натюрморты, составленные из букетов любимых ею цветов – пионов, астр, незабудок. Второе направление творческой работы Шапкиной в любимом жанре следует определить как создание «ретроспективного», сочиненного натюрморта. В мир этих полотен хочется вглядываться, переживая каждый отдельный предмет, объединять их сюжетно, сочинять и тут же разгадывать их легенды. Ретроспективные натюрморты Шапкиной - это своего рода парадные портреты предметов, потому их композиционная и колористическая подача полна такой торжественной значимости. И наконец, третье направление, которое я назвала бы «аналитическим». Это особая область творческих экспериментов художника.
Творчество художника - это единый поступательный процесс. И выделяя в нем условные направления, я не хочу говорить о том, что они существуют отдельно друг от друга. Напротив, лучшие достижения в каждом из них художник использует, объединяет и через это снова выходит на новый уровень поиска и эксперимента. Обычно, в телефонных разговорах, когда я спрашиваю ее о делах, о творческой работе, чаще всего слышу такой ответ: «Работаю, пишу новую вещь. Есть интересная мысль, сама не знаю еще, как получится… Придешь, увидишь!» И я безоговорочно верю, что обязательно увижу что-то новое и интересное. Счастье познания и открытия, которое испытывает сам художник в процессе творчества, в конечном итоге даруется и нам, зрителям. И мы вместе с живописцем Валентиной Шапкиной вновь и вновь открываем для себя неповторимую красоту и мудрую гармонию мира.