НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Константин Зефиров. Не мертвая натура, а тихая жизнь

c 20 июля по 16 октября 2011Москва
Третьяковская галерея на Крымском валу - Новая Третьяковка
Крымский Вал, 10, залы № 21–22

Третьяковская галерея продолжает открывать широкому зрителю творчество малоизвестных, но самобытных, обладавших собственным художественным почерком, мастеров ХХ века, без которых картина искусства прошлого столетия представляется неполной.

Выставка Константина Клавдиановича Зефирова (1879–1960), живописца, графика, педагога, члена-учредителя общества «Маковец», была задумана к 130-летию со дня рождения художника. В юности он принимал активное участие в студенческом революционном движении, а впоследствии стремился укрыться от давления политической и социальной реальности во «внутренней» эмиграции – в своем творчестве. Он сосредоточился на создании камерных пейзажей, портретов, видов домашних интерьеров, натюрмортов, том, что в отечественной критике принято называть «тихое» искусство.

Третьяковская галерея обладает крупным собранием – 60 картин и более 100 рисунков – К.К.Зефирова, которое складывалось, начиная с 1920-х годов. На выставке произведения из запасников Галереи дополнены экспонатами из коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, семьи художника и частных собраний – всего представлено около 80 экспонатов. Основу экспозиции составляют произведения 1910-х – 1930-х годов – наиболее интересного и яркого периода в творчестве К.К.Зефирова, времени поиска и формирования индивидуального пластического языка, образного строя его работ.

Детство К.К.Зефирова складывалось драматически. Он родился в семье священника, но в четырехлетнем возрасте, через год после смерти отца, был отдан на попечение родственников, а впоследствии – в Самарскую духовную семинарию. В старших классах К.К.Зефиров получил возможность посещать уроки художника К.Н.Воронова, выпускника Петербургской Академии художеств, который сумел привить юноше веру в себя. Рассказывая о своих поездках в Италию, Швейцарию, Германию, о музеях, о заграничном быте русских художников, он открыл К.К.Зефирову новые горизонты, пробудил любовь к искусству, к познанию мира.

В годы обучения в Харьковском ветеринарном институте К.К.Зефиров увлекся студенческим движением. Однако желание стать художником привело его в частную школу Е.Е.Шрейдера (1902–1905), где он учился вместе с Г.С.Верейским и К.И.Истоминым. В 1906 году, скрываясь от политических преследований, К.К.Зефиров был вынужден покинуть Россию. Он поселился в Мюнхене, где царила атмосфера всеобщего увлечения искусством. Приезжая сюда со всей Европы, художники участвовали в Международных художественных выставках, в экспозициях Сецессиона, совершенствовали навыки в знаменитых частных студиях Мюнхена. Ученичество в студии Ш.Холлоши, где К.К.Зефиров работал вместе с В.А.Фаворским, Г.С.Верейским. К.Н.Истоминым, приобщило его к немецкой живописной традиции, которую он неизменно развивал и на Родине, где в начале прошлого века доминировало увлечение французским искусством. К.К.Зефиров отмечал, что обязан учителю знакомством с линейным рисунком, объемной формой. Школой для К.К.Зефирова стали и посещения мюнхенской Старой пинакотеки, где он изучал работы старых европейских мастеров, а также выставок – ретроспектив Ван Гога, Сезанна, Домье, Манэ, Монэ, Констебля, Тернера.

Вернувшись в 1909 году в Россию, К.К.Зефиров посещал студию К.Киша в Москве. В это время он нашел друга и единомышленника – художника А.В.Фонвизина, с которым познакомился еще в Мюнхене. В 1914–1915 годах они обосновались в г. Молога Ярославской губернии, чтобы углубиться в работу с натурой: "Мы осознавали, что… надо смотреть на поля, солнце, надо видеть живую действительность, созерцать великую жизнь природы, красоту окружающего" (К.К.Зефиров). К этому периоду относятся самые ранние из представленных на выставке живописные и графические пейзажи. Одновременно художники ориентировались и на работы старых мастеров. В экспозиции это демонстрируют натюрморты («Медная ступка». 1910-е. Х.,м.; «Сковорода».1910-е. Х.,м. Обе – ГТГ) и портреты («Портрет А.В.Фонвизина»; «Портрет брата Александра». Оба – 1910-е. Х.,м. ГТГ), лапидарные, с выразительной объемной лепкой, написанные в сдержанной цветовой гамме. Работы этого времени отмечены ставшими неизменными для К.К.Зефирова искренним восприятием, сосредоточенным любованием объектом изображения, вибрирующим, передающим внутреннее волнение мазком, камерным звучанием.

В эти же годы своеобразным «русским барбизоном» стала для К.К.Зефирова деревня Карандеевка в Тамбовской губернии, куда он ежегодно возвращался на протяжении долгих лет. В экспозицию включены созданные там живописные работы из собрания Галереи – «Красные крыши» и «Река Ворона» (обе – 1920-е) и многочисленные рисунки этюдного характера.

Ключевым этапом в творчестве художника стало участие в деятельности общества «Маковец» (1922–1926) – объединении художников и поэтов, стремившихся к духовной наполненности искусства. Основой творчества они считали религиозный опыт. К.К.Зефирову с его серьезным, углубленным отношением к искусству был важен этот круг единомышленников. Члены общества разделяли и близкое К.К.Зефирову понимание домашнего очага как основы жизни и культуры. Одна из самых драматичных работ этого времени – включенный в экспозицию натюрморт «Икона и череп» (1922. Х.,м. Частное собрание). В этот период духовных исканий К.К.Зефиров уделял большое внимание автопортрету. В экспозиции представлен ряд живописных автопортретов из собрания Галереи и частных коллекций, где сходные композиционные постановки с помощью вариаций пластических средств передают гамму состояний. Сдержанный экспрессионизм, характерный для всего творчества К.К.Зефирова, особо проявлен в автопортрете и портрете, отражая внутреннее напряжение модели. Портреты работы К.К.Зефирова знакомят зрителя с его «ближним кругом» – семьей, друзьями, близкими («Боря». 1918. Х.,м.; «Портрет Е.Н.Богомоловой». 1920-е. Х.,м. Обе –частное собрание; «Портрет жены с сыном». 1934. Х.,м. ГТГ). Сосредоточенность художника на «тихой жизни» человека и предметов нашла воплощение и в жанре интерьера («Архангельское. Интерьер». 1923. Х.,м. ГМИИ; «Деревенский интерьер с половиком». Кон.1910-х – нач.1920-х. Х.,м. ГТГ; «Музыка Мендельсона». 1935. Х.,м. ГТГ).

Как большинство коллег-современников, К.К.Зефиров выполнял и официальные заказы (например, оформлял улицы и здания Тамбова к первой годовщине революции);он организовал студию при местном пролеткульте, служил в отделе политпросвета Красной Армии. После распада «Маковца» входил в Общество московских художников, Ассоциацию художников революции, стал одним из основателей Московского союза художников. В разные годы К.К.Зефиров преподавал в художественных вузах и студиях Москвы. Но неизменно главной для него оставалась работа в мастерской, где своими произведениями он утверждал ценность «тихой» частной жизни человека.

К выставке подготовлено иллюстрированное издание, включающее автобиографию художника, статьи его друзей и куратора выставки, архивные фотографии, хронологию жизни и творчества.

www.museum.ru/N43465
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 16.10.2019  x    ?  


Три столетия русской воинской славы

Екатерина II. Личное пространство. В Царском Селе будут воссозданы личные комнаты императрицы

Выставка «Искусство русской вышивки XVI – начала XX века» в Коломенском

”Новая классика”. Из опыта художественной практики современного декоративного искусства

Презентация интерактивной карты "Место ссылки - Сургут" в Сургутском краеведческом музеее

Выставка «Мир Калашникова. К 100-летию выдающегося конструктора-оружейника»

В рамках программы «Классики российской фотографии». Борис Игнатович

Выставка «В глянце белого фарфора» в Краеведческом музее Копейска

Круглый стол "Современное искусство обращается к классике: конформизм или апроприация?"

Международная научная конференция «Классическая традиция в развитии: от античности до современности»

Выставка «Техника в масштабе» в Тульском государственном музее оружия

Научно-практическая конференция «Образовательные программы в сфере дизайна»

К 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова. Выставка «Отделкой золотой блистает мой кинжал…»

Выставка Игоря Курчинского в галерее "Голубая Гостиная"

Ко дню памяти жертв политических репрессий. Программа Музея Анны Ахматовой

Средневековый город. Киноверсия. Выставка кинореквизита в Галерее "Стерх" (г. Сургут)

Торжественное собрание «Единство и доблесть. Дикая дивизия в истории и искусстве»

Эмма Герштейн. Вблизи поэтов. Мемуары. Презентация книги в Музее Анны Ахматовой

Выставка «Изба. Инструкция по применению» в Кутузовской избе

Клуб «Яблочный пирог» открывает новый сезон в Доме крестьянина Ёлкина

«Нет ничего дороже жизни…»

Выставка "БлагоДарение" в Сургутском краеведческом музее

Как победить эпоху. Испанский республиканский плакат времён Гражданской войны

Выставка «За труды и Отечество» в Калининградском историко-художественном музее

Константин Маковский. Реалист и мифотворец

Выставка живописи Ильи Вавилова "Цветы под дождём"

Осенняя программа воскресного лектория Государственного музея Л.Н. Толстого на 2019 г.

Школа наследия открывает новый семестр встречей с Андреем Кнышевым

История кадетского образования в России XVIII-XIX вв.

«Вот чрезвычайно странный писатель…»: Достоевский и Эдгар По


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru