«Стол из черного дерева, выложенный гравированными фигурами из слоновой кости и перламутра. В середине его видна мифологическая картина: состязание Марсия с Аполлоном, а по сторонам аллегорическое изображение живописи и архитектуры. Кругом его находятся портретные медальоны знаменитых живописцев и архитекторов Италии времени Возрождения Искусств. В бытность свою в Риме в 1865 г. князь Сергей Михайлович Голицын заказал эту изящную мебель у известного мастера Гатти, который ее исполнил по рисункам живописца Зайца, зятя Овербека и архитектора итальянского короля Чиполло». (Указатель Голицынского музея: Вновь приобретенные предметы, ХХVI. 1882 год, Москва).
Внимание посетителей Радищевского музея непременно привлекает декоративный стол черного дерева, украшенный изображениями из тончайших пластинок слоновой кости и перламутра, который традиционно ставится в центре зала итальянского искусства.
В 1886 году Радищевский музей в Саратове получает щедрый подарок - его основателю художнику-коллекционеру А.П.Боголюбову, по распоряжению Александра III было разрешено отобрать экспонаты для музея из фондов Императорского Эрмитажа. Среди этих произведений оказался и декоративный стол, ранее находившийся в собрании купленного Эрмитажем в 1885 году Голицынского музея на Волхонке.
Роскошная мебель, изготовленная в мастерской знаменитого римского мастера Джованни Батиста Гатти (1816 -1889)- богато украшенная вставками из слоновой кости, перламутра, поделочных камней, поражающая технической виртуозностью исполнения - получала премии на многочисленных выставках и часто приобреталась музеями. Князь Сергей Михайлович Голицын заказал этот шедевр мебельного искусства для украшения «русского Версаля» - так называли современники его подмосковное имение Кузьминки.
Эскизы для декора столешницы выполнены немецким художником Александром Максимилианом Зейтцем (1811-1888). Переехав в 1833 году в Рим, он получил известность как портретист, а также автор многочисленных живописных и графических произведений на библейские, евангельские и мифологические темы. Желая подчеркнуть значимость и эксклюзивность выполненной работы, художник трижды обозначает на столешнице свое имя.
В центре столешницы Зейтц представил сюжет, описанный древнеримским поэтом Овидием - состязание фавна Марсия с богом Аполлоном в игре на музыкальных инструментах. Слева и справа он изобразил Аллегорию Живописи и Архитектуры, а вокруг них портреты великих мастеров Возрождения: Аннибале Караччи, Пьетро Перуджино, Гвидо Рени, Рафаэля Санти, Джулио Романо, Франческо Примаччио, Браманте Вазари, Себастьяна Себлио. По периметру столешницы – виды знаменитых архитектурных памятников Рима, от античных (Пантеон, Триумфальная арка Константина, термы) до возведенных в эпоху зрелого барокко (Церковь Сан Джованни ин Латерано).
Построенные в классическом стиле картинные изображения обрамлены причудливой гирляндой из фантастических существ и растений. Главной темой является Искусство как непрерывная нить, пронизывающая всю историю человечества, от античности до современности, и Рим как всемирная столица искусств. С темой Искусства переплетается тема, связанная с заказчиком. Рядом с портретами великих мастеров Возрождения, изображен герб рода Голицыных. Далее, по углам и в центре длинных сторон стола, внимательный зритель найдет Гениев Дианы, Вакха, Кибелы, Марса, Пана. Видимо, они представлены здесь как покровители рода Голицыных, способствующие его процветанию.
Декоратор отставляет зрителю простор для догадок и предположений. О значении многих деталей мы можем только догадываться. В причудливую вязь сплетены обнаженная женская фигура, скорее всего, Венера, держащая на голове корзину с кроликом, вероятно, символизирующим плодовитость, сатир с корзиной на голове, похожей на рог плодородия, русалки, путти, змеи (чаще всего трактуемые как символ мудрости), драконы, кошки, яблоки, кролики, львы, раковины фантастические растения и существа. Поражает обилие изображенных кошек - как знак царственности или плодовитости рода? Может быть, художник или сам заказчик в силу каких-то причин питали особое пристрастие к этим животным? Практически нет ни одной одинаковой фигурки – кошки, стоящие на задних лапках, умывающиеся, с котенком, сидящим на спине или у ног, с мышкой в зубах…. Схвачены повадки, передается пластика движений - именно при изображении таких элементов, где художник не связан академическими канонами, в полной мере проявляется его наблюдательность и фантазия. И все это – гравированный рисунок на пластинках слоновой кости, материале, который ограничивает возможности рисовальщика.
Реликвия княжеского рода Голицыных, этот стол является ярким примером того, как, по образному определению Чарльза Коркодейла, из «сливок», снятых с великих стилей прошлого, создается уникальное произведение искусства, в котором каждый из заимствованных элементов, творчески переосмысленных художником, помогает воплотить замысел заказчика.
Благодаря замечательному художественному чутью А.П.Боголюбова и его дружеским отношениям с императором Александром III этот прекрасный образец декоративно прикладного искусства уже 125 лет украшает залы Радищевского музея. Он покидал стены музея только однажды - в 2004 г., когда вместе с другими шедеврами бывшего Голицынского собрания, рассеянных сейчас по музеям мира, демонстрировался в Москве, на выставке ГМИИ им. А.С. Пушкина «Голицынский музей на Волхонке».
Савицкая Татьяна Евгеньевна, заведующий отделом зарубежного искусства Радищевского музея