Эта персональная выставка В.Я.Горюнова, посвящена 65-летнему юбилею со дня рождения мастера. На выставке представлены около 127 произведений масляной живописи и карандашной графики, созданные за последнее десятилетие.
Имя рыбинского художника Виктора Яковлевича Горюнова хорошо известно рыбинскому зрителю, а его произведения любимы и памятны многим. В.Я. Горюнов неизменный участник городских выставок рыбинских художников, а также областных, республиканских и зарубежных. Его прошлая персональная выставка состоялась в стенах Рыбинского музея-заповедника в 2001 году. Виктор Горюнов в 1974 году окончил Санкт-Петербургскую Государственную художественно-промышленную Академию (бывшую им. В.И. Мухиной). С 1980 года он является членом Союза художников России. Работы В.Я. Горюнова находятся в частных коллекциях России, США, Франции, Великобритании, Германии, Голландии, Швейцарии, Италии, Японии, Австралии, Канады, Испании, Швеции.
На новой выставке сюжетно-образные предпочтения художника видны со всей очевидностью: это излюбленный им архитектурный пейзаж с мотивами древнерусского зодчества – храмами, монастырями ярославской земли и других старых русских городов центральной России. Есть здесь Варварка, Троице-Сергиева Лавра, акцентирована тема исконного Русского Севера: Новгород, Псков, Старая Ладога. Кубообразная крепость белокаменных объемов приземистых и прочно стоящих на земле уверенно лепится широкими внахлест мазками, вторящими игре света на шероховатых стенах звонниц; «свечи» куполов, чередование могучих арочных проемов…Всё это под кистью мастера превращается в некую особую материю красивого кремового цвета, обладающую внутренним светом. Серебристые, розовато-охристые тона с малиновыми вспышками потемневшего кирпича – составляют колористическую гамму многих пейзажей. Характерно обилие зимних видов («Зима», «Зимой», «Зимний день», «Морозный день») и в этой снежной стихии как «аленький цветочек» сияет этюд «Март 2008» с тончайшими градациями розового света весны, дребезжании его в каждой досочке забора, на прихваченной морозцем лиловой грязи дороги и в окнах Покровской церкви.
Среди полотен единичны, но значимы силой обобщения жанровые «Иконописец», «Паломники», «Сретенье», где главенствует тема «человек и икона», их диалог о сиюминутном и вечном.
Художник много путешествует. Среди пейзажей с видами европейских городов его любимый город Венеция поражает феерией цвета, брызгами огней ночной иллюминации, фантасмагорией кружащихся масок, сменяемых полосатыми столбами причалов на каналах-улицах («Венеция», «Карнавал»). Здесь художник работает на иных цветовых регистрах, нежели в пейзажах средней полосы России. В картинах «Монмартр», «Голландия», «На канале» калейдоскопически сменяют друг друга вертикальные ритмы соборов и извивы узких улочек с импрессионистической игрой сверкающих пятен цвета, мельканием окон, стволов деревьев. Движение толпы, огни города лишь на секунду составляют неповторимый декоративный ковер.
Зыбкость, изменчивость, тончайшие вибрации цветовой ткани европейских пейзажей обогащают палитру мастера и обращают его талант к зрителю другими гранями.
Куратор выставки - научный сотрудник музея И.Л. Хохлова