В Кемеровском областном Музее изобразительных искусств c 9 апреля по 26 июня 2011 года проходит выставка картин Н.К. и С.Н. Рерихов «От России до Гималаев» из фондов Международного Центра Рерихов (Москва). Эта выставка включает в себя цикл картин Н.К.Рериха «Гималаи» и работы, написанные им в России.
28 мая 2011 года в рамках культурной программы выставки сотрудники Кемеровского Рериховского общества «Майтри» подготовили и провели презентацию книги «Россия и наследие Рерихов». Это издание было выпущено в свет в 2010 году Международным Центром Рерихов.
Многие знают Н.К.Рериха как великого художника, философа, путешественника и общественного деятеля мирового масштаба, но не всем посетителям выставки известно, что он также был и талантливым публицистом. Знакомство с очерками Н.К.Рериха помогает лучше понять его картины.
В ходе презентации искусствовед Ю.П. Руденко представила собравшимся книгу «Россия и наследие Рерихов», в которой убедительно и ясно представлено мировоззрение художника и его отношение к России. Предваряет книгу вступительная статья О.А.Лавреновой. Знакомясь с этим изданием, мы начинаем понимать весь размах мысли художника, его высочайшие представления о России и её великом пути.
Сборник состоит из нескольких частей. Основным является первый раздел «Чаша неотпитая», в котором представлено литературное наследие Н.К.Рериха. По меткому выражению академика Л.В.Шапошниковой, художник «…как бы заново перечитывал историю России, выбирая в ней те моменты, которые имели непреходящее значение, – труд, созидательное устремление, подвиг, героизм».
Николай Рерих считал духовной опорой Руси Святого Сергия Радонежского. Художник посвятил этому яркому светильнику русского духа ряд своих живописных работ и постоянно обращался к его светлому образу в своих статьях. Об отношении Н.К. Рериха к Преподобному Сергию Радонежскому можно судить по высказыванию, запечатленному художником в очерке и на полотне: «Дано Преподобному Сергию трижды спасти землю русскую. Первое при князе Дмитрии; второе – при Минине; третье – теперь». Такое духовное водительство задавало высокий вектор устремлений художника.
Чрезвычайно близко было Н.К.Рериху и размышление о Заповедной стране, Небесном Граде, который на Руси называли Беловодье, о существовавшем в народных сказаниях Граде Китеже. С этим понятием у художника связано высказывание о «неисчислимых сокровищах русских просторов», под которыми имелись в виду сокровища духовные. Необычайно высоко ценил художник и зодчество на Руси, храмы и иконы, в которых запечатлены вся сила и красота духа русской культуры. В очерке «Нерушимая стена» Н.К.Рерих писал: «Множество храмов Богородичных, множество часовен, множество киотов Владычицы небесной «на столбах при путях» стали по всему лицу земли Русской». Обширна панорама древнерусских городов, которым дается описание в очерках художника. И конечно, в них он высказывал боль за утраченные сокровища, за разграбленные храмы, огорчения по поводу неумелой реставрации. Защита духовного наследия, защита культуры, храмов, защита Родины – эти понятия всё чаще находят своё отражение в творчестве художника. Ещё в 1940 году Н.К.Рерих написал: «Ох, хотели бы стереть с лица Земли пятую часть Света! Искажаются гримасами враждебные личины, слыша сведения о достижениях русских. Судьба неуклонно слагает великий путь народов русских необъятностей – «не замай!».
Все эти мысли находят отражение на полотнах художника. Третий раздел книги «Россия и наследие Рерихов» представлен репродукциями картин художника. Здесь мы найдем и ранние его работы по истории Руси, и изображения древних храмов, образы святых, работы, посвященные русским сказаниям, легендам Севера; увидим работы, в которых выражена борьба света против тьмы: «Ангел Последний», «Победа» и многие другие, так или иначе связанные с темой Руси.
Кроме творческих работ Николая Рериха, в сборник включены и выдержки из писем супруги художника – Елены Ивановны Рерих, выдающегося философа современности. Они представлены в отдельном разделе, который озаглавлен: «Я верю в нашу Родину». В своих письмах Елена Ивановна удивительно точно оценивала суть событий, происходивших в России, и предвидела их последствия. Она писала, что «…Улучшение в народном положении наступает не от перемены норм правления, но от изменения (я бы сказала усовершенствования) человеческого мышления… Новый мир требует новых понятий, новых форм и определительных. Все происходящее указывает, куда направляется эволюция. Создается эпоха общего сотрудничества, общего дела и коллективной солидарности всех трудящихся, вне всяких классов. И самая насущная задача, встающая сейчас перед человечеством, есть именно синтезирование духовного с материальным, индивидуального с универсальным и частного с общественным…».
Она была убеждена, что всё это возможно, если в основание будут положены высокие этические основы поведения человечества, любовь, красота, знание. Елена Ивановна вела переписку со многими корреспондентами, сотрудниками культурных и просветительских организаций. Ее роль в формировании духовного образа России очень велика.
"Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта, - писал Н. К. Рерих в очерке "Четверть века". - Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много, где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей. Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения".
Прекрасно оформленный сборник «Россия и наследие Рерихов», выпущенный тиражом в 1000 экземпляров, без сомнения, стал одним и лучших изданий Международного Центра Рерихов. Презентация этой книги в Кемерово вызвала большой интерес посетителей музея.